«Ватикан — не самый последний игрок на мировом финансовом рынке»

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

«Ватикан

Известные пастыри о кампании папы Римского Франциска против рыночной экономики в материале на сайте Русская народная линия.

/ Фото: интерьер Банка Ватикана /

Папа Римский Франциск подверг критике современную рыночную экономику, указав на социальное неравенство, пишет Regions.ru

В интервью изданию «Круа» он заявил, что глобальной экономической системе присуще «идолопоклонство перед деньгами». Более 80% богатства человечества находится в руках около 16% населения. Полностью свободный рынок не работает, констатировал он.

Франциск считает, что рынок сам по себе хорошая вещь, но государство при этом должно осуществлять контроль и следить за соблюдением баланса. «То, что мы называем социальной рыночной экономикой», — уточнил он. 

В свое время протоиерей Всеволод Чаплин, тогда занимавший должность главы Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, выступал за создание православного банкинга

Председатель еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла «Центр «Шалом»» Семен Лившиц возмущен заявлением понтифика:

«Быть может, ростовщичество и не соответствует христианским понятиям. Да, в средние века христиане не давали деньги под процент, они развивались через посредника. Их ссужали деньгами евреи. Сегодняшняя банковская система Европа берет свое начало именно от той системы, которую в свое время создали евреи.

А говорить: «Мы не используем ссудные проценты» и делать это через посредника – чистой воды лукавство. Да, рыночная экономика не везде работает эффективно, но другого пока не придумано. Путь, которым шел Советский Союз, оказался ошибочным, от него пришлось отказаться. На сегодняшний день в этом направлении сегодня развиваются Куба и Корея, которые не влияют на развитие мировой экономики. Все остальные движутся по пути рыночной экономики, доказавшей за тысячелетия свою эффективность. Да, в ней плюсы есть и минусы. А Всевышний и дает нам свободу выбора – мы можем поступить так или иначе». 

«Насколько, на ваш взгляд, для верующего приемлемы сами основы, «правила игры» современной экономики? Видите ли вы возможность их изменить?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

 

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «проблема довольно сложная. Брать исламский банкинг за образец немного легкомысленно, в нем очень много отличий от всемирно принятой экономической системы. Восток – дело тонкое, там во все времена знали, как извлечь свою выгоду».

«Христианские цивилизации далеко не всегда возражали против процентов. Да и проблема не в этом. Дело в духе – чему мы действительно поклоняемся. Потому что на словах можно быть христианами, но ставить прежде всего выгоду материальную. Когда в 1453 году пал Константинополь под натиском турок, то те, кто смог бежать на венецианских судах, были ограблены в Венеции, у них конфисковали все за долги Византии перед Венецией. Так что еще тогда дух наживы был главенствующим. Поэтому главное – уйти вообще от духа наживы и исповедовать евангельские заповеди, тогда можно придумать любые механизмы угодные Богу. А остальное — это фарисейские принципы», — заключил отец Андрей.

 

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, признался: «Не люблю слово «изменить» — в какую сторону и куда? Был бы проведен эксперимент в отдельно взятом регионе, который показал бы отличный результат, тогда можно говорить о переменах, а просто так что-то менять может быть чревато последствиями».

«Мировая банковская система не наша и нам чужда, — отметил он. — И если мы захотим слезть с этой иглы, нам не позволят это сделать ни США, ни Китай. Колоссальные территории, богатства, которые мы имеем в нашей стране, идут мимо нас, народ остается в стороне. Конечно, хочется справедливости. И если все наши богатства поделить между россиянами, то каждый из нас в шесть раз был бы богаче американца и в пятнадцать раз богаче европейца. Но так как распоряжается этими богатствами непонятно кто, до народа доходят копейки. Изменить систему сегодня не представляется возможным. Но рано или поздно придется делиться с народом, иначе он исчезнет, как и государство».

 

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, полагает, что «современная экономика в отличие от экономик предшествующих эпох характеризуется алчностью, а алчность — один из смертных грехов. Сейчас девизом стало: «всех обижай, унижай, убивай, но деньгу зашибай». Нет нравственных критериев и тормозов для безудержного, бессмысленного обогащения».

«Но возьмем такого выдающегося человека, как Билл Гейтс. Он нашел новый путь в информатике, и моментально стал миллиардером. Но никого не обижал, дорогу никому не перебегал. Казалось бы, возразить тут нечего. На самом деле жизнь очень сложна, и современная экономическая система тоже сложна и противоречива, — считает он. — Но все-таки важно, чем руководствуется человек, вставая на этот путь. Есть достойнейшие люди, которые тратят свои деньги на добрые дела щедро, бескорыстно, подчас даже не афишируя свое имя. Но я говорю не о них, не о талантах таких людей как Билл Гейтс (а он, разумеется, не единственный, есть и среди очень богатых и влиятельных достойные представители), а о «средней массе» — пусть даже это олигархи. Вот для них самое главное – сверхприбыль».

«И мне кажется, — продолжил отец Александр, — Церковь должна поднять свой голос, чтобы указать на пагубность и бесперспективность такого подхода. Да, сейчас можно прожигать жизнь, но, как известно, богатые тоже плачут. И процент самоубийств среди них очень высок. Если для человека единственная цель в жизни – деньги, он обречен. Не в этой жизни, так в будущей».

«В прежние века такого не было, — напомнил пастырь. — Богатым человеком мог быть великий полководец — человек, который начинает путь от простого солдата или офицера, и ежеминутно рискует жизнью. Или купец, но он тоже рисковал своей жизнью – мог попасть в кораблекрушение, на него могли напасть разбойники (тогда любое перемещение было чревато большими рисками)».

«Сейчас есть возможность заработать бешеные деньги, что называется, не сходя с места и ничем не рискуя. Так вот, нужно разбираться в корнях и основах того явления, которое мы видим сейчас. Оно, как и любое, сложно и противоречиво, но по своим результатам отрицательное, поскольку строится на отрицании библейских заветов и новозаветных истин. Как верно подметил известный социолог, личный секретарь Керенского Питирим Сорокин, вынужденный покинуть страну и жить в эмиграции, современные власть имущие или нагло отвергают Христа, или вежливо его не замечают, принимая все те принципы, от которых он отказался. Но Бог поругаем не бывает, — подчеркнул отец Александр. — Страдают толстосумы, а из-за них и все общество в целом. Так что изменение только банковской системы – некая паллиативная мера, которая может что-то отдалить или приблизить, но не способна исцелить».

«И очень хорошо, что папа Римский поднял свой голос против существующей системы. Это нужно делать постоянно, решительно, авторитетно. Главное, чтобы его слова не были «гласом вопиющего в пустыне». Хотелось бы, чтобы его поддерживали широкие слои населения. А главное, чтобы этой проблемой занялась серьезная наука, которая может исследовать, находить открывать, и предлагать. Но если она будет делать это за деньги, конечно, хорошего результата ожидать не стоит», — заключил священник.

 

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, полагает, что «папа Римский немного не с того начал. Прежде чем делать такие заявления и кого-то к чему-то призывать, нужно начать с себя. Нынешний папа – латиноамериканец, а там всегда христианство играло большую социальную роль и Иисуса Христа называли чуть ли не революционером — отсюда такие рассуждения. Хотя Ватикан — не самый последний игрок на мировом финансовом рынке, поэтому это, прежде всего, камень в его собственный огород».

«Да, — продолжил он, — Церковь осуждает ростовщичество, но с другой стороны, есть евангельская притча: господин требует с рабов отчет о том, как они распорядились данными им талантами и наказывает того, кто зарыл свой талант в землю. Да и Христос никогда не призывал ниспровергать существующие порядки: Он учил богатых заботиться о бедных, а бедных — не роптать, указывая путь спасения тем и другим. Поэтому неважно, какой процент людей на планете обладает бóльшими богатствами, а какой меньшими или вообще ничем не обладает. Замысел Божий, учение Христианства и Церкви и состоит в том, чтобы человечество спаслось, и каждый человек – благодаря каким-то своим индивидуальным особенностям. Один должен поделиться богатством и совершить такой подвиг – отдать что-то. А другой — не впасть в малодушие, отчаяние, возлагать надежду на Бога, и благодаря терпению и лишениям тоже спасти свою душу. Поэтому начинать всех уравнивать и кому-то что-то отдавать «третьей силой» не совсем правильно. Человек должен, опираясь на нравственный авторитет Христа и Церкви, помогать своим ближним добровольно, без принуждения».

«Что касается банковской системы в целом — хороша она или плоха, но она работает, и на ней завязана вся мировая экономика. Если сейчас что-то менять, будет какой-нибудь коллапс. Думаю, нужно все оставить как есть. А тем, кто обладает богатствами, задуматься: деньги пойдут им на пользу, только если делиться ими с бедными. Ну а бедным нужно благодарить Бога за то, что имеют, и благодаря терпению попасть в Царство Небесное», — заключил отец Александр.

 

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель Вознесенского храма города Екатеринбурга, первый помощник правящего архиерея, считает, что «правильные слова папы Римского относительно «нечеловеческого и небожественного» лица современной экономики, разумеется, достойны похвалы, но от красивых высказываний до реалий, в которых живет тот же понтифик, расстояние большое. Он говорит, что государство должно повлиять на экономическую систему. Но нужно развить его мысль: государства, в особенности современные – лишь надстройки над экономическим фундаментом – бизнесом, который кормят эти государства. Сегодня бизнес перекраивает границы государств, меняет правительства, разжигает военные конфликты. Поэтому я не верю, что государства способны изменить бизнес — хотя сами по себе слова понтифика интересны и приятны для слуха».

«Интересно и предложение отца Всеволода, оно по-своему красиво, но не уверен, что жизнеспособно: сегодня мы не можем не только изменить банковскую систему, но даже повлиять на расчеты в рублях, — посетовал он. — По этой же самой причине — зависимости нашего государства и государственных структур от бизнеса федеральной резервной системы».

«Изменить ситуацию, на мой взгляд, может только серьезное внешнее потрясение в виде экологического кризиса, климатических изменений или глобального военного конфликта, поскольку поставит жителей государств между выбором: не «комфортное или очень комфортное», «сытное или очень вкусное», — а «жить или не жить». И вот в таких условиях люди часто делают правильный выбор, принимают здравые решения», — заключил отец пастырь.

 

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сказал: «Правила игры пишут люди, а значит, люди могут их и менять — в зависимости от того, какие цели преследуют и какие приоритеты ставят. Экономика тут не исключение».

«Да, в мире утвердились правила, сформулированные из религиозных соображений определенных групп верующих, сделавших свой выбор. Странно, что этих правил по умолчанию стали придерживаться люди, которые имеют совсем другие установки и систему ценностей», — отметил он.

«Удивительно, что осуждает неравенство и несправедливость человек, который возглавляет одну из крупнейших финансовых систем мира – Ватикан, — пояснил отец Алексий. — Но для нас, русских, актуально то, о чем говорил отец Всеволод. И если бы нам дали «добро» хотя бы на разговор об этом с учеными, предоставив возможность высказать свои пожелания, уже за одно это мы точно сказали бы спасибо».

«А сейчас у руля экономики находятся люди, представляющие интересы не Российского государства, но Запада. Там они хранят и основное, сосредоточенное в долларах и иностранной валюте, богатство страны, и там же им распоряжаются», — заключил священник.

 

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/19/vatikan_ne_samyj_poslednij_igrok_na_mirovom_finansovom_rynke/




0 комментариев для “«Ватикан — не самый последний игрок на мировом финансовом рынке»