«Солнечный удар» Никиты Михалкова, или «Как это всё случилось» (окончание)

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

Окончание статьи Александра Буренкова (здесь первая часть): в этой части сделан акцент на работы и воззрения И. Ильина и И. Солоневича

ДРАМА БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ. ИЛЬИН И СОЛОНЕВИЧ.
Никите Михалкову с соавторами-сценаристами Владимиром Моисеенко и Александром Адабашьяном удалось передать историческую правду: все последующие десятилетия эмиграции показали, что Белое Движение так и не поднялось на должную высоту историософского осмысления трагедии России, участниками которой они были. Поражение высших сословий в революции и гражданской войне так и осталось в их восприятии скорее историческим курьёзом, случайно проигранной операцией и т.д. Об этом красноречиво свидетельствуют труды И.А. Ильина, который остался самым верным певцом Белой Гвардии вплоть до своей кончины в 1954 году и невольно показал, что никаких собственно русских идей, адекватных чаяниям народных начал, в этом движении не было.

 

И.А. Ильин

Отдавая дань некоторым пророческим прогнозам И.А. Ильина относительно будущего устройства посткоммунистической России, заметим, что логические построения И.А. Ильина в сборнике «Наши задачи» не выходят за рамки сетований героев картины «Солнечный удар»: чтобы Россия зажила хорошо и счастливо, надо силовым методом наказать всех виновных – большевиков. При этом Ильин исходит из непреложного убеждения, что это сделает Запад во главе с США (в политическую систему государств которого якобы должна входить историческая Россия) в предстоящей войне с СССР, которую почему-то он воспринимает как войну против коммунизма, а не против исторической России; понимает, что США располагают неоспоримым преимуществом в ядерном оружии (в послевоенное время), которое уже ими применено в Японии, и при этом призывает Запад в предстоящей войне быть милосердным к русскому народу (то есть к той его части, которая останется живой после атомных бомбардировок) и не возлагать на него ответственность за деяния коммунистов. Русская эмиграция в лице И.А. Ильина даже после 1945 года не поняла, что главная причина краха российской государственности в 1917-1920 годах состоит как раз в таком вот восприятии России как неотъемлемой части западной цивилизации, и полном невосприятии её как самобытной страны со своими особыми интересами. Что означает эта удивительная слепота после уже свершившихся фактов насильственной выдачи англичанами казаков в Лиенце и Юденбурге Советскому Союзу в начале лета 1945 года!? США и Великобритания с удовольствием исполнили свои Ялтинские обязательства и выдали на верную смерть десятки тысяч человек (порядка 50 тысяч) с женщинами, детьми и стариками как инородную и опасную для себя национальную и политическую силу – только этим объясняется жестокость проведённой операции выдачи: погибло более тысячи человек, половина от рук английских солдат, половина покончила жизнь самоубийством, бросившись в реку (в основном женщины и дети). И.А. Ильин мог не знать судьбу атаманов Краснова и Шкуро и других, казнённых в Лефортовской тюрьме 16 января 1947 года, но мог ли не знать про позорные события лета 1945 года, которые показали русскому человеку всю ненависть отношения Запада к русским!? Ведь эти события происходили в так называемом «свободном мире», который так ценил И.А. Ильин.

Можно привести и другие примеры, доказывающие историческую достоверность оценки причин (точней полное отсутствие этой оценки), в результате которых герои картины оказались в «пропускном пункте» Красной армии в Севастополе. Но эта тема отдельного исследования, достаточно сослаться на самого маститого авторитета Белого Движения Ивана Александровича Ильина, что сделано выше, и противопоставить ему мнение Ивана Лукьяновича Солоневича: «Коммунистическая революция в России является логическим результатом оторванности интеллигенции от народа, неумения интеллигенции найти с ним общий язык и общие интересы, нежелание интеллигенции рассматривать самоё себя, как слой, подчинённый основным линиям развития русской истории, а не как кооператив изобретателей, наперебой предлагающих русскому народу украденные у нерусской философии патенты полного переустройства и перевоспитания тысячелетней государственности»[5].

 

И.Л. Солоневич

Корни этой оторванности И.Л. Солоневич видит, также, как и Н.Я. Данилевский в петровско-европейской культурной революции, в результате которой в русском народе образовалось два: русское простонародье и европейские высшие сословия, неотличимые от инородцев по всему образу жизни (одежде, языку, манерам, укладу жизни…). «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.…»[6]. Эту главную причину поражения белогвардейская эмиграция так и не осознала даже за десятилетия эмиграции, что говорить тогда о героях фильма «Солнечный удар»!?
«КАК ЭТО ВСЁ СЛУЧИЛОСЬ» СЕГОДНЯ НА УКРАИНЕ?
А что мы, ныне живущие граждане России, можем ответить на этот же вопрос касательно происходящих сегодня событий на Украине? «Как это все случилось», что русский народ оказался разделённым, проживающим в разных государствах, что даёт возможность странам Западной цивилизации уже во главе с США начать новый этап пресловутого «Похода на Восток»? Исчерпывающий ответ на данный вопрос дан нами в серии статей на сайте «Гражданин Созидатель»[7]. Те, кто желает, могут ознакомиться с этими материалами в «Колонке редактора» и опровергнуть нашу точку зрения или присоединиться к ней. Заявленная тема данной статьи не позволяет давать далее более расширительные объяснения кроме тех, которые уже сделаны выше. Но на одном стоит остановиться.

Как уже было сказано выше, в дореволюционное время жизни главного героя фильма существовала и другая Россия, которую он совершенно не знал. Это Россия тех подвижников благочестия, которым в будущем Господь даровал мученические венцы, и которые сегодня прославлены в лике мучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ столетия. Для них не было секретом будущее России, они видели, что наша государственность того исторического периода катится к краху. Видели они это, прежде всего, по падению уровня нравственности общества.

Священноисповедник Николай (Лебедев) в 1910 году писал: «Когда мысленным взором окинешь всю русскую землю, когда пред глазами предстанет страшная картина тех нестроений, тех язв, которые разъедают современную русскую жизнь, современное русское общество, как-то жутко становится на душе; страшная боязнь, боязнь за будущее России, за будущее русского народа невольно закрадывается в сердце каждого русского человека, любящего свою родину и преданного ей. Начинают расшатываться те устои, те основы, на которых искони покоилась Русь православная, потоптаны, поруганы те идеалы, те верования, те святые заветы, которыми жил православный русский народ, которыми созидалась его сила и мощь, мощь русского государства. Православный русский народ потерял веру в Бога, забыл Христа Своего, забыл Его святые заветы, оставил путь Правды Божией и пошёл по распутьям века сего… Ведь ни для кого не тайна то, что современное русское общество в большинстве своём стало совершенно индифферентным к вопросам веры и религии и к самой Церкви Христовой, как хранительнице этой веры…. У современного русского общества явились новые понятия о чести, долге, собственности, о человеке и его назначении на земле. Хищение, грабежи заменили прежнее священное право собственности; свобода как своеволие, как полная разнузданность страстей, свобода от всяких законов Божеских и человеческих, нашла себе широкий простор в русской жизни. Заметно, как постепенно разрушается семейный очаг, и святыня семейной жизни теряет своё прежнее обаяние, свою прежнюю прелесть, и место её занял утончённый и грубый открытый разврат. Стремление к чувственным удовольствиям, страсть к наживе, к деньгам постепенно заглушили другие, высшие, духовные интересы и все покорили себе. Личность человека обесценена. Убийство с целью грабежа, из-за мести, по злобе; самоубийство всевозможных видов – на почве недовольства судьбой, разочарования в жизни, на почве нужды и тяжёлых лишений – стали заурядным явлением современной русской жизни и перестали уже волновать русское общество, леденить душу читателя. Иссякла христианская любовь друг к другу, взаимное доверие, справедливость и честность, милосердие к немощному брату и сострадание, а их заменили чёрствый эгоизм, желание, чтобы только себе было хорошо, зависть, алчность, вражда, ненависть и злоба… И в русском человеке стал просыпаться зверь… Православный русский народ остался православным только по имени, а по жизни своей стал язычником, и даже хуже его»[8] .

Трудно не увидеть в словах священноисповедника Николая (Лебедева) ответ на вопрос «Как это все случилось?» ещё за 10 лет до трагических событий, показанных в фильме «Солнечный удар». В лице главного героя, незнакомки, Татьяны Дармидонтовны, ловеласа в «лосинах» разве зритель не видит разрушение семейного очага; разве в жестоком убийстве офицеров, в удушении полковника, в желании ротмистра покуражиться напоследок, перебив всю охрану, не действует в русском человеке, переставшим быть православным, проснувшийся зверь? Если читатель потрудится полностью прочитать статью священноисповедника Николая, то сам найдёт немало схожих картин.

Священноисповедник Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, в 1916 году пророчествует, по сути, о будущем падении Монархии и переходе государства на антихристианские позиции: «Подождите, все поспешные реформаторы Святой Церкви: независимо от нашего желания произойдёт и у нас отделение Церкви от государства, а после того и неизбежное гонение на Церковь не только от безрелигиозного, но и от антихристианского государства… Хотим мы или не хотим, но такое время к нам приближается…»[9].

О моральном состоянии общества можно судить по характерному примеру борьбы священномученика Гермогена, который в 1909 году будучи епископом Саратовским пытался запретить пьесы «Анатэма» и «Анфиса» Леонида Андреева в связи с их антихристианским содержанием. Но у него ничего не получилось, так как пьесы были разрешены государственной цензурой. Государство отказалось от защиты нравственных основ народной жизни, которые имеют своим источником православие[10].
Жития новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви и особенно их духовное наследие, явно свидетельствуют о том, что они видели трагическое будущее России и также видели причины его. Высшие же сословия, отошедшие от веры и предавшиеся материальным удовольствиям, конечно, не могли видеть своего будущего. Не могли видеть того, что закончится их образ жизни для одних, в лучшем случае – работой таксистами в любимом ими Париже, для других – гибелью на гражданской войне, для третьих даже службой в Красной Армии «на благо трудового народа»[11].
Фильм «Солнечный удар» ставит вопрос и отвечает, как случилась трагедия революции и гражданской войны 1918-1920 годов, одновременно ставит аналогичный вопрос и перед нами, требует определить своё отношение к событиям на Донбассе и на всей Украине. Что это? События в чужой для нас стране и нас совершенно не касаются? Или же это события на территории проживания искусственно разделённого русского народа, и они нас полностью касаются, и могут коснуться теми же ужасами, которые испытали жители Одессы в мае 2014 года и испытывают жители Донбасса сегодня?

Что можно сказать о реакции российского общества? Оставим гуманитарную и прочую помощь, которую мы оказываем Донбассу – она ничтожно мала и позволяет людям только еле выживать. Сегодня ясно одно: если бы события на Украине воспринимались бы обществом в самой России как прямая опасность для национальной безопасности, исходящая от «наших западных партнёров», то и помощь была бы совершенно другого качества и количества, и настрой общества был бы совершенно другим. Лучшим отражением этого настроя является наше телевидение, которое совершенно не изменило сетку вещания, за исключением новостной.

Вместо того, чтобы сделать упор на всё русское традиционное, идут развлекательные шоу, отрежиссированные в западном духе в «формате каналов». Характерным примером является деятельность Первого канала. 8 марта, когда в Донецке и Харькове уже пропадали лидеры «антимайдана», а события в Крыму грозили перерасти в резню, первый канал показывал шоу «Голос» с участием Билана и Пелагеи, суть которого состоит исключительно в духовном растлении малолетних певцов.

Мальчик Илья, 10 лет отроду, поёт песню Тома Джонса «Kiss» («You don’t have to be rich to be my girl») (перевод первого куплета: «Тебе необязательно быть красавицей, – Чтобы заводить меня, – Мне нужно твоё тело, малышка – От заката и до рассвета, – Тебе необязательно быть опытной, – Чтобы заводить меня, – Предоставь остальное мне, – И я тебе покажу, в чём всё дело.») и двигается в манере взрослого человека, уже познавшего, что такое плотские утехи. Пелагея беснуется от только одной ей понятного счастья: ржёт как кобыла в охоте, машет руками, дрыгает ногами.

Это шоу в «Женский день» 8 марта представляет из себя шабаш ведьм, празднующих победу западной плотской культуры над нашей. Зачем втягивать детей в это духовное растление? Ответ простой: всё, что можно растлить во взрослом мире уже растлили, пришла очередь приносить в жертву младенцев. Безумные мамашки стоят в очередь к этому бесовскому алтарю и сами кладут на него своих детей.

Пройдёт время, подросшие дети начнут жить ранней половой жизнью (хорошо ещё, если с противоположным полом), не создадут нормальные семьи, а будут менять мужей и жён в зависимости не только от пристрастий, но и от потребностей шоу-жизни, требующей от них постоянных любовных скандалов и т.д. и т.п. Так выглядит лицо нашей России сегодня в телевизоре. Шоу «Голос» успешно закончило свой сезон 2014 года и сегодня Первый канал запустил новое шоу: «Главная сцена».

Вдумайся, уважаемый читатель, какую эволюцию проделало нравственное состояние нашего общества: от арии на французском языке в «Солнечном ударе» в исполнении всё же взрослых людей («налей, чтобы я выпила до опьянения, ответь на мою нежность, налей мне вина…») до песни на английском языке в исполнении мальчика Ильи, по возрасту немного меньшего Егория-алтарника («Мне нужно твоё тело, малышка»). Падение катастрофическое! Давайте задумаемся: если наказанием за тот образ жизни, которым жили наши прадеды и прапрадеды стали ужасы Первой Мировой и Гражданской войн, то, что ждёт нас, ныне здравствующих, как наказание за растление малолетних, которое сегодня, к сожалению, можно наблюдать не только в программах нашего телевидения? Неужели мы сможем протрезветь только тогда, когда будем прятаться в подвалах от артобстрелов и бомбардировок? Когда чернозёмные регионы от Краснодара до Ростова, Курска, Белгорода и Брянска станут фронтами боёв с неонацистами, вооружёнными американским современным «летальным» оружием? Куда будут бежать «деятели культуры» из шоу-программ? Нечерноземье вокруг Москвы не сможет прокормить десятки миллионов жителей «финансового центра» страны, который «вдруг» лишится своих денег, поскольку попросту вокруг столицы нет сельского населения в адекватном количестве, а Черноземье будет разорено? Если так будет продолжаться, то поколение «мальчика Ильи» не доживёт до времени, когда сможет задуматься над своей жизнью и начать исправлять её.

Священномученик Андроник, когда началась Первая Мировая Война, протестовал против праздной жизни в тылу: «Пусть же отбросим мы весёлость и легкомыслие обычной нашей сутолоки житейской и воспрянем духом перед развёртывающимися великими событиями нашей жизни по путям Божественного Промышления. Пусть будут пусты места увеселений, развлечений и всякого развращения. Не время им. Да не будет пира во время чумы! Да не будет бесстыдного плясания на одной стороне Отчизны, когда на конце её и за пределами её родные наши братья будут за нас кровь проливать! Во имя их кровавого подвига да будут все строги к себе. Пусть все свято блюдут пост, молитву, доброделание, воздержание перед Богом…»[12]  Всё у нас получится, если мы осознаем, что там, на Донбассе, наши братья проливают кровь за нас, остановив на этих рубежах тот же самый «Поход на Восток» со стороны объединённого Запада, который остановили зимой 1941 года под Москвой наши отцы и деды. И, что именно поэтому наша мирная жизнь закончилась! И что вопросом «Как это все случилось?» и «чем это все может закончиться?» разумней задаться сейчас, пока мы живём в тылу, глубоком, но все же тылу – вне зависимости от того, осознаём мы это или нет!

Примечания

[5] И.А. Солоневич. Народная монархия. Москва, 2010, с. 24
[6] Евангелие от Матфея, 12:25
[7] www.gr-sozidatel.ru
[8] Журнал «К Свету». 1910. №1. С. 1-5. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5». Тверь. 2001. С. 189-190.
[9] Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Книга I. Статьи и заметки. Статья «Наша церковная жизнь, как она есть». Тверь. 2004. С. 502-503.
[10] Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Священномученик Гермоген (Долганев) и с ним пострадавшие. Тверь. 2008. С. 259-261
[11] До лета 1918 года добровольно на службу в Красную армию поступило по разным источникам от одной до восьми тысяч офицеров Царской армии», а после объявления мобилизации более 30 тысяч офицеров, всего до 1921 года – более 50 тысяч человек.  Роль царских офицеров в строительстве регулярной Красной армии долгие годы замалчивалась. Этот факт с горечью признает Деникин в своих воспоминаниях.
[12] Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Священномученик Андроник (Никольский). Тверь. 2008. С. 117.
12.02.2015




Один комментарий для “«Солнечный удар» Никиты Михалкова, или «Как это всё случилось» (окончание)

  1. Всё точно! Автор статьи-молодец!

Комментарии закрыты.