План против кризиса, которого нет

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

План против кризиса, которого нет

Статья Михаила Мельникова на сайте Русская планета.

Окончательная версия плана поддержки экономики России оказалась набором благих пожеланий.

/ Фото: Максим Шеметов/ТАСС /

Спустя неделю после итогового совещания по антикризисному плануправительство разработало его окончательную версию, которая теперь должна лечь на стол Владимира Путина. Торг между Минфином и Минэкономразвития все-таки закончился в пользу последнего: в финальной редакции документа снова появились пункты, ранее отклоненные ведомством Антона Силуанова.

Впрочем, как и прежде, сам документ не имеет никакого отношения к борьбе с кризисом.

Регионы и автопром

После обсуждения промежуточной версии плана, которая вызвала немало возражений у Минфина (37, если быть точнее; именно столько пунктов финансисты выкинули из первоначальной редакции), Минэкономразвития взяло неделю, чтобы подготовить новый вариант документа — на этот раз окончательный.

Неделя прошла. Перед нами ровно тот же документ с несколько увеличенными расходами. Его «революционное» отличие состоит лишь в том, что к финансированию плана предполагается привлечь Фонд национального благосостояния — последнюю нетронутую кубышку страны. На деньги фонда будут закуплены локомотивы для РЖД. Впрочем, эти расходы были запланированы значительно раньше, еще в 2014 году, однако тогда их никто не называл «антикризисной мерой». Еще одним источником денег назван несуществующий Антикризисный фонд: судя по всему, у нас появится еще одна структура со своими руководителями, аппаратом и хорошо пристроенными племянниками.

В целом же расходы на преодоление кризиса должны составить 827 млрд руб. И самой крупной статьей станет предоставление бюджетных кредитов регионам: Москва выделит им 310 млрд рублей. В антикризисном плане не раскрывается, как именно регионам рекомендуется потратить эти деньги, хотя любой мало-мальски грамотный человек с легкостью назовет десяток субъектов Федерации, где подобная бюджетная помощь превратится во дворцы для родственников губернатора и «роллс-ройсы» для его обслуги. Это, конечно, тоже вклад в развитие экономики (рабочие места для строителей, автомехаников, рост продаж стройматериалов и автозапчастей), но какое-то уж больно одностороннее. Так что за судьбой этих средств стоит приглядывать.

На втором месте — расходы на автопром, около 140 млрд руб. На фоне катастрофического падения продаж внутри страны эта мера выглядит довольно странной. Скажем, небезызвестное тольяттинское предприятие жует бюджетные деньги уже третий десяток лет, но едва ли в состоянии рассказать об их эффективном использовании. Судя по всему, подобное финансирование приносит кому-то в правительстве очень неплохие деньги.

Вернули в план и субсидирование отечественного сельскохозяйственного машиностроения, ранее втихомолку вычеркнутое людьми Антона Силуанова.

При чем тут кризис?

Многие другие расходные статьи не вызывают никаких возражений, но выглядят не вполне логично в обложке антикризисного плана.

Простите, 30 млрд руб. на обеспечение лекарствами граждан, «страдающих гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и другими редкими заболеваниями», а также ВИЧ-инфицированных — это точно антикризисная мера? А если бы не было кризиса, деньги бы никто не выделял?

6 млрд на «помощь в организации летнего отдыха и оздоровления детей, попавших в трудную жизненную ситуацию» — это чуть более понятно, ибо в связи с кризисом трудных жизненных ситуаций становится все больше. Но какое отношение к кризису имеют 5 млрд руб. на «обновление санитарного автотранспорта»? Можно подумать, что в иных ситуациях это обновление произошло бы не за государственный счет.

Основную же часть статей составляет поддержка тех или иных отраслей экономики, как правило, без подробной детализации. На этих пунктах еще не высохли пот и кровь лоббистов, выбивавших себе наиболее толстые куски антикризисного пирога. Отлично поработали ребята из РЖД, отдельных строк в плане удостоились «ЧТЗ-Уралтрак» (дорожно-строительная техника, продукция двойного назначения) и ГКНПЦ имени М.В. Хруничева (ракетно-космическая промышленность). Минпромторг выбил создание под своим контролем Агентства по технологическому развитию, правда, выдадут на это всего 200 миллионов — аккурат на мебель и автомобили для руководителя и замов.

Деньги для экономики

Антикризисный план — осколочный документ, набор разрозненных статей, где лекарства от болезни Гоше соседствуют с закупкой локомотивов. Более всего это напоминает знаменитую классификацию Борхеса. Животные там делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з) включенных в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие… и так далее. «Бегающие как сумасшедшие» крупные чиновники, умоляющие Улюкаева упомянуть их ведомства в своем плане, — вот главный двигатель создания эпохального документа. Никакой стратегии, никакого цельного взгляда на ситуацию здесь не просматривается. Просто раздача денег, чтобы предприятия и целые отрасли не загнулись от несуществующей, по словам Улюкаева, рецессии.

Российской экономике нужны деньги, длинные дешевые кредиты. В результате монетарной политики, завещанной нам Алексеем Кудриным и поддерживаемой Эльвирой Набиуллиной, реальная денежная масса в России уменьшалась все последние годы. На фоне обвала рубля по отношению к мировым валютам это привело к тупиковой ситуации: есть какое-то производство, есть товар, но нет денег, поэтому невозможно продать один товар и купить другой. В этом смысле правительственное финансирование, безусловно, сыграет определенную положительную роль.

***

8 февраля Алексей Улюкаев — тот самый, чьими усилиями антикризисный план не был урезан почти на треть, а его финансирование доросло до суммы в 8 сотен миллиардов — публично заявил, что рецессия в российской экономике… закончилась! Потому что в III квартале 2015 года, оказывается, наблюдался «сезонно-очищенный рост ВВП». Здесь можно было бы поспорить с министром и о цифрах, и о методиках подсчета, но гораздо проще оглянуться вокруг: налоги и поборы растут, сокращения персонала затрагивают все больше отраслей, задержки зарплаты из форс-мажора стали правилом, а рост цен замедлился лишь потому, что людям нечем платить за вздорожавшие товары и услуги. Впрочем, суть не совсем в этом. Суть в том, что господа министры и правда борются с несуществующим кризисом — с тем, который они сами нафантазировали и сами же в своих фантазия уже победили. А с тем кризисом, в котором живет народ, таким планом точно не справиться.

Это проблема не одного конкретного документа. Все антикризисные программы говорят о поддержке малого бизнеса, а в это время в центре столицы ночью по-воровски, под покровом темноты крушат стоявшие много лет киоски, объявив их «самостроем». Какое может быть доверие к правительству, не способному объединить слова с делами, позволяющему решать экономические вопросы кувалдой, закрывающему глаза на деятельность откровенно беспредельствующих группировок типа ликсутовской? Будем честны: многие местные князьки плевать хотели на Дмитрия Медведева и его антикризисные планы. Настоящую единую Россию с централизованным управлением нам еще только предстоит построить.

Поэтому в российских условиях никакой антикризисный план не может быть реализован силами Минэкономразвития, пусть даже с неоценимой интеллектуальной поддержкой Минфина. Нам нужна объединенная, согласованная и, что немаловажно, честная работа МВД, прокуратуры, следственного комитета, нам нужен жестокий контроль над каждым бюджетным рублем, реформа таможенной службы и другие меры, перекрывающие утечку или недопоступление средств.

В антикризисном плане правительства об этом — ни слова.

http://rusplt.ru/society/plan-protiv-krizisa-kotorogo-net-21257.html

 




0 комментариев для “План против кризиса, которого нет