НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ

От Редакции: Мы обращаем внимание на материал «На кого хотят быть похожими наши дети?» Натальи Петровой («Русское Воскресение»), поскольку в нем сделан особый акцент на историческое значение личности Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, на наш взгляд, внесшего не меньший вклад в спасение Отечества в Смутное время, чем князь Дмитрий Пожарский и гражданин Руси Козьма Минин. Полководец Скопин-Шуйский вошел в русский эпос, а советские историки постарались предать его забвению, поскольку он воевал не только против поляков, но и против еще одного разрушителя Руси — Болотникова, воспетого в советское время в качестве «народного освободителя».

/ Фото: Памятник М.В. Скопину-Шуйскому в Калязине. Автор — Е. Антонов /

Как-то я просматривала в библиотеке педагогический журнал начала XX века и увидела статью, написанную моим коллегой, учителем из Тифлиса, которая называлась: «На кого хотят быть похожими наши дети?». Учащий – так называли тогда учителей – провёл анкетирование среди учащихся и получил следующие результаты. Первое место в списке тех, на кого хотят быть похожими ученики, занимали их родственники и старшие знакомые, среди которых были общественные деятели, инженеры, архитекторы, военные и учителя. На втором месте оказались исторические герои – Екатерина II – «потому что она первая основала школу для девочек», Александр II, Николай I, Пётр I, Владимир Святой, Минин, Сусанин, Ян Гус, как объяснили дети – «за заслуги перед Отчеством». Следом шли литературные персонажи – Н.Пинкертон, Ш.Холмс, музыканты – Ф.Шаляпин, силачи и гонщики – И. Уточкин, филантропы – доктор Гааз.

Ни один ученик не назвал своим идеалом учёного или изобретателя, что свидетельствует, как написал педагог, «о большой духовной бедности учеников, узости их умственных и эстетических горизонтов».

Мне показалось интересным сравнить эти ответы с мнением современных школьников, и я задала своим ученикам примерной такой же вопрос: «Кого вы считаете героем?». И вот что ответили  ученики 10 класса общеобразовательной муниципальной школы г. Москвы.

На первом месте оказались герои истории – Пётр I, К. Маркс, Ю. Гагарин, Дж. Кеннеди, И. Сталин, Г. Жуков, З. Космодемьянская и А. Матросов. Среди современников чаще всего называли Ф. Кастро и В. Путина.

Второе место заняли учёные, и перечень их имён порадовал бы моего коллегу, жившего сто лет назад. Здесь были Галилей и Аристотель, Н. Тесла и А. Энштейн, А. Сахаров  и ныне живущий С. Хокинг.

Называли ученики и литературных персонажей – Татьяна Ларина, Чацкий, Эдмон Дантес, Николай Плужников, Дон Карлеоне и Геральд из Ривии. Были среди героев названы и сами писатели – И. Тургенев, А. Пушкин, Э. По.

Сравнение ответов нынешних учеников и их сверстников, живших 100 лет, должно бы радовать, потому что говорить  о «бедности духовной»,  о которой так сожалел мой коллега из Тифлиса, вроде бы не приходится.  Но чему бы он без сомненья удивился –это тому, что ученики называли «героями» врагов и  преступников – Геббельса и Паулюса, потому де «они хорошо знали своё дело». И,наверное, был бы потрясён, узнав, что некоторые нынешние ученики затрудняются назвать героев или признаются, что для них «героев не существует».

Как же так, богатая история и культура в стране есть, а героев у неё нет? И почему вопрос о том, кого считать героем становится столь сложным для нынешних юношей и девушек?  Годы деидеологизации, стремление создать как можно более «объективные» учебники истории, содержащие «только факты и ничего более», развенчание якобы мифов  истории нашей страны принесли свои печальные плоды и привели к размыванию самого понятия «герой».

Между тем как в народной культуре никогда не исчезало понятие героизма, оно создавалось и оттачивалось веками. В песнях, сказаниях, былинах отражалось народное понимание сущности исторического события, не любого – а только очень значимого, исключительного. Если история расходилась с пониманием этой сущности события, а это порой случалось, то  фольклор её подправлял. Не искажал, а дополнял, представлял такой, какой она должна быть.  Скажем, реальный Малюта Скуратов погиб в бою во время Ливонской войны. Но в народной памяти  такая смерть не пристала опричному палачу, и в исторической песне его казнят за попытку совершить очередное злодеяние.

Или другой пример. Победитель Наполеона Михаил Кутузов умирает вскоре после изгнания французов за пределы России, а в исторической песне  той эпохи народный любимец  принимает участие  в разгроме армии Наполеона во Франции. То есть биография  исторического персонажа, предстающая в народном сознании, позволяет выявить главное в его  жизни, и если перед нами герой –то сутьего подвига.

К сожалению, имена подлинных героев нашей истории забываются не на годы, подчас на столетие. Так, Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, чьё имя было основательно забыто в XX веке, единственный среди деятелей Смутного времени был  введён народом в былинный эпос. На основе «Повести о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича» была  создана историческая песня, а затем былина, в которой Скопин-Шуйский превратился в богатыря князя Владимира. Вот он на заставе рядом с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем, а вот выбирает невесту для князя Владимира, сидит с ним на пиру в Киеве.

Почему именно Скопин-Шуйский удостоился такой чести, в чём его исключительность? В 1610 г.  во главе русско-шведского войска Скопин-Шуйский освободил Троице-Сергееву лавру, восемнадцать месяцев удерживавшую оборону от польско-казацких войск, снял осаду с Москвы, заставил тушинского царька Лжедмитрия II бежать из-под стен столицы. В том же году он собирался идти походом на Смоленск, чтобы отогнать от осаждённого города войско польского короля СигизмундаIII. Однако на пиру 24-летний, полный сил воевода был отравлен своими недругами и завистниками.

В Смутное времябыло совершено много воинских подвигов, имена героев той эпохи прославлены – это  князь Пожарский, Минин, Трубецкой, Сусанин.  Но Скопин единственный среди них удостоился былины.  Его воинская доблесть – недаром народ назвал его «Спаситель Отечества» –  соединилась с нравственным подвигом, он один из немногих, кто в шаткое  время измен и предательств остался верным долгу,  не искал ни славы, ни корысти  и ни разу не нарушил данное им слово. И этот его подвиг был в глазах народа не менее важен, чем подвиг на поле боя.

Сегодня необходимо активно популяризовать героев отечественной истории и культуры – в книгах, выставках, видеофильмах, мультфильмах, документальном и художественном кино, театре, для того, чтобы место подлинных героев не заняли антигерои и предатели, чтобы наши дети знали, на кого они хотят быть похожими.

* Выступление на секции XIX Всемирного Русского Народного Собора «Музыкальная народная культура Святой Руси».

Источник: http://www.voskres.ru/idea/petrova3.htm

 




0 комментариев для “НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ