Международный валютный фонд может не дожить до своего юбилея
10-11 апреля 2014 года в Вашингтоне проходила очередная встреча министров финансов и глав центральных банков стран G20 («финансовой двадцатки»). Как и на предыдущих встречах «финансовой двадцатки», ключевым был вопрос о реформировании Международного валютного фонда (МВФ).
Международный валютный фонд: долгая и непростая жизнь.
Напомним, что именно в этом году исполняется круглая дата – 70 лет со времени проведения Бреттон-Вудской конференции, на которой были определены основные параметры послевоенной мировой валютно-финансов
Безусловно, Фонд – один из ключевых элементов послевоенной валютно-финансов
Валютный фонд пережил серьезный кризис в 1970-е годы, когда рухнула Бреттон-вудская валютная система. Как известно, все началось с 15 августа 1971 года. Тогда американский президент Р. Никсон объявил о том, что казначейство США прекращает обмен долларов на золото. Окончательный демонтаж этой системы произошел в 1976 году, когда была проведена Ямайская международная конференция, на которой были внесены поправки в Устав МВФ. Отныне узаконивались плавающие валютные курсы, а привязка доллара и других валют к золоту отменялась. Правда, было не понятно, чем будет заниматься Фонд в новых условиях. Ведь теперь не обязательно было поддерживать платежные балансы с помощью кредитов Фонда. Были даже предложения закрыть Фонд. Но в 1980-е годы МВФ нашел свою «экологическую нишу». Он стал основным инструментом претворения в жизнь так называемого «Вашингтонского консенсуса» — свода принципов финансовой глобализации и экономической либерализации. Фонд стал предоставлять кредиты в обмен на политические и социальные уступки стран-получателе
Фонд: необходимость реформирования.
На протяжении многих десятилетий «контрольный пакет» в Фоне принадлежал Соединенным Штатам. Количество голосов каждой страны-участницы определяется ее долей в капитале. Для блокирования тех или иных решений на заседаниях Фонда необходимо 15% голосов. У США количество голосов всегда существенно превышало это пороговое значение. А для «продавливания» нужных себе решений Соединенные Штаты без особых трудов привлекали на свою сторону Великобританию и Францию, которые после войны занимали второе и третье места по долям в капитале Фонда. Периодически доли стран в капитале и голосах корректировались с учетом изменений позиций стран в мировой экономике. Иногда принимались также решения об увеличении капитала Фонда для того, чтобы тот мог справляться с выполнением возложенных на него функций. Однако подобного рода корректировки не мешали Соединенным Штатам сохранять за собой «контрольный пакет» и использовать Фонд в качестве инструмента своей глобальной политики.
Тестом на способность Фонда решать сложные задачи, связанные с поддержанием устойчивости международной валютной системы, явился мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. Фонд, мягко выражаясь, оказался не на высоте. Во-первых, кризис выявил недостаточность собственного капитала Фонда. Во-вторых, обделенными во время кризиса оказались страны периферии мирового капитализма. А это в значительной степени было связано с тем, что у таких стран оказалось недостаточно голосов для принятия нужных им решений. С этого времени наиболее крупные из тех стран, которые себя отнесли к категории «обделенных», стали активно использовать механизм встреч «Большой двадцатки» для того, чтобы подтолкнуть процесс реформирования МВФ. Основным «двигателем» этого процесса в рамках форумов «двадцатки» стали страны БРИКС.
Особую роль сыграла встреча «двадцатки» в Сеуле в 2010 г. Там была достигнута договоренность об очередном, четырнадцатом пересмотре квот стран в капитале Фонда. Но кроме этого были приняты два решения стратегического характера: о разработке новой, более справедливой формулы определения квот; об увеличении капитала Фонда в два раза — с 238,4 млрд. SDR до 476,8 млрд. SDR (Special Drawing Rights – специальные права заимствования; это безналичная денежная единица, выпускаемая Фондом). В том же 2010 году эти предложения прошли обсуждение в Фонде и были поддержаны в результате голосования. Предполагалось, что в 2012 году новые квоты на основе 14-й корректировки будут введены в действие, а к январю 2014 года будет разработана новая формула. К январю 2014 года планировалось провести 15-й пересмотр квот на основе новой формулы.
В результате 14-го пересмотра квот более 6% квот должно было быть перераспределено от развитых стран развивающимся. В случае вступления в силу 14-го пересмотра Китай станет третьим по размеру квоты государством — членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия войдут в число 10 крупнейших акционеров фонда.
США блокируют реформирование Фонда.
Но со времени принятия решения в Сеуле прошло уже четыре года, а его решения остаются на бумаге. В чем дело? Процесс блокирует главный «акционер» Фонда – Соединенные Штаты. До сих пор этот пересмотр квот не ратифицировали США, которые имеют квоту SDR 17,69% и 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов. Почему Вашингтон до сих пор не ратифицировал решения Фонда от 2010 года? — Соединенные Штаты опасаются, что Фонд в ближайшее время может стать не подконтрольным Вашингтону. Ведь не за горами уже 15-е поправки, причем они должны быть рассчитаны на основе новой формулы, которая, скорее всего, будет более полно учитывать место стран периферии мирового капитализма в экономике. При этом США в случае ратификации должны будут внести около 60 млрд. долл. для пополнения капитала Фонда. А Вашингтон до конца еще не разучился считать деньги, даже если он живет за счет наращивания государственного долга.
Напомним, что предыдущая встреча «финансовой двадцатки» проходила в Сиднее в феврале 2014 года. Уже тогда всем стало понятно, что денег у Фонда нет. Даже осторожный министр финансов А. Силуанов заявил об этом публично. В отчете о работе «финансовой двадцатки» в Сиднее, размещенном на сайте Минфина России, записано: «…В настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях». Это означает, что Фонд предоставляет кредиты не за счет собственного капитала, а осуществляя перекредитование тех ресурсов, которые ему удается получить от отдельных стран-членов. Но такие ресурсы могут предоставляться Фонду на очень конкретных условиях (скажем, для выдачи кредитов конкретной стране на конкретные цели). А перекредитование означает, что проценты по кредитам для конечных получателей будут существенно выше тех, которые Фонд взимает при кредитовании за счет собственного капитала. В Сиднее обсуждался вопрос о том, какую помощь Фонд может оказать Украине. По мнению большинства участников встречи «финансовой двадцатки» — никакой. Поэтому нынешние переговоры о возможном предоставлении Фондом многомиллиардног
В Сиднее «финансовая двадцатка» потратили немало времени на то, чтобы убедить США решить вопрос о ратификации решений 2010 года. В коммюнике встречи было записано: «Нашим высшим приоритетом остается вопрос о ратификации реформы 2010 года, и мы настоятельно призываем американскую сторону сделать это до нашей следующей встречи в апреле». Увы, призывы в Сиднее Вашингтоном не были услышаны.
МВФ обречен, или выходы из нынешнего тупика.
Своими действиями (точнее – бездействием) Соединенные Штаты, прежде всего, дискредитируют самих себя. Во вторую очередь – Фонд. В третью очередь – «двадцатку». Репутация Фона падает особенно быстро на фоне того, что Китай в последние годы предоставляет многих странам «третьего мира» кредиты, сопоставимые с объемами займов и кредитов МВФ и МБРР. При этом Пекин в отличие от Фонда странам-получате
По данным Rand Corporation, в 2001 году весь объем обещанной зарубежным партнерам помощи из Китая составил 1,7 миллиарда долларов. Спустя десятилетие эта цифра достигла 190 миллиардов долларов. Непосредственно выделенные средства в 2011 году составили куда меньше — всего 20 миллиардов долларов, но и такая сумма впечатляет. Всего за 10 лет объем обещанной помощи составил около 800 миллиардов долларов, предоставленной — свыше 70 миллиардов. Разница объясняется тем, что подготовка проектов, в которых участвуют китайцы, занимает в среднем шесть лет. Среди регионов-реципие
Если решения «двадцатки» и Фонда на протяжении четырех лет не выполняются, — это серьезный удар по репутации указанных международных организаций. Впрочем, это не первый раз, когда США блокируют реформы Фонда. Яркий пример: решение о 13-й корректировке квот, принятое Фондом в 2001 году. США тянули с их ратификацией до 2009 года. Лишь в самый разгар финансового кризиса Конгресс их утвердил. Большинство стран Западной Европы, хотя и ратифицировали корректировку 2010 года, втайне рады бездействию Вашингтона, поскольку вступление в силу 14-ой корректировки привело бы к уменьшению их доли в общем числе голосов.
Многие американские конгрессмены полагают, что у них есть дела поважнее, чем возвращение к вопросу о реформировании МВФ. Если верить их заявлением, следующий раз этот вопрос будет слушаться в Конгрессе аж в ноябре 2014 года. Но у многих стран-членов Фонда терпение, кажется, кончается. Особенно у Китая, который уже не раз предоставлял свои средства Фонду на основе соглашений о заимствованиях. Однако вариантов выхода из сложившегося тупика не так много.
Некоторые политики считают, что в Фонде может произойти своеобразная «революция»: решение о реформировании МВФ придется решать без участия США. Но формально этого не позволяет Устав Фонда в том виде, который он имеет после Ямайской конференции 1976 года. Такая «революция» на деле будет означать не реформирование МВФ, а создание на его базе новой организации с новым уставом и без участия США. Но тогда надо будет переносить штаб-квартиру нового Фонда в другую страну. Да и под давлением Вашингтона ряд ближайших его союзников наверняка откажутся от членства в новой организации. От старой организации может остаться лишь вывеска «Международный валютный фонд».
Но возможен и другой вариант. Он уже достаточно проработан и имеет все шансы на успех. Речь идет о Валютном пуле (Пуле валютных резервов) и Банке развития стран БРИКС. Принципиальное решение о создании этих организаций было принято на встрече стран БРИКС накануне саммита «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Валютный пул и Банк развития БРИКС будут иметь капитализацию по 100 млрд. долл. каждый. Начало их работы планируется на 2015 год. В настоящее время решаются такие вопросы, как графики пополнения капитала, доли (квоты) отдельных стран, место расположения штаб-квартир обеих организаций. Указанные международные организации стран БРИКС могли бы стать «точками кристаллизации», притягивающими к себе другие страны. Кто знает: может быть со временем они могли бы стать глобальными финансовыми организациями, которые бы заменили Международный валютный фонд и Всемирный банк?
Как видим, в обоих возможных вариантах выхода из нынешнего тупика Международному валютному фонду места в новом мировом финансовом порядке не находится.
Участники саммита финансовой G20 настроены решительно.
Только что опубликовано коммюнике по результатам встречи «финансовой двадцатки» в Вашингтоне 10-11 апреля. Часть его посвящена вопросу реформирования МВФ. «Мы глубоко разочарованы продолжающимся отсутствием прогресса реформы квот МВФ, решение о которой было принято в 2010 году», — говорится в документе. «Мы вновь подтверждаем важность МВФ как института, основанного на квотах стран-участниц. Реализация реформы квот остается нашей приоритетной задачей, и мы требуем от американской стороны ратифицировать эту реформу при первой же возможности», — указывается в заявлении. «Если реформа квот не будет ратифицированы к концу года, мы призываем МВФ разработать варианты дальнейших шагов, и мы будем работать с МВФК (Международный валютный финансовый комитет, структура Международного валютного фонда – В.К.) и обсуждать эти варианты», — подчеркивается в итоговом документе финансовой G20.
Решения финансового саммита в Вашингтоне прокомментировал в кулуарах министр финансов России А. Силуанов: «Было принято решение, что если в этом году не удастся ратифицировать поправки в устав МВФ, то в конце текущего года будут предложены другие альтернативные механизмы, которые бы учитывали повышение доли emerging markets в мировой экономике», — пояснил министр. Силуанов напомнил, что сегодня МВФ работает на принципах использования заемных средств, где не учитываются в полном объеме мнения стран, которые увеличили свою долю в мировой экономике. «Будут предложены другие меры для учета интересов стран в вопросах политики фонда», — заключил он. Судя по всему, реформирование Фонда может пойти по сценарию «тихой революции».
[…] Катасонов Валентин Юрьевич […]