Критика падшего разума Раздел I. Глава 5

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

Критика падшего разума    Раздел I. Глава 5

О паламитском синтезе 

Раздел I. Критика философского разума Глава 5. Паламитский синтез и возможность предмета философии

 

«Троичный догмат есть крест для человеческой мысли».

Лосский В.Н.

 

 

Принцип апофатизма получил свое последовательное применение в первые века христианства во время формирования догматического учения, лежащего в основе православного вероисповедания. Апофатизм не означает отказа от богопознания или агностицизма, он, прежде всего, означает запрет нашей мысли следовать естественным путем и подменять духовные реальности понятиями падшего разума [См.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. М., 1991. C.35].

Вершиной Откровения есть догмат о Пресвятой Троице. Святая Церковь ревностно защищала тайну Пресвятой Троицы против устремлений человеческого разума, пытавшихся устранить эту тайну и навязать свое понимание в духе имманентного сознания.

Формирование троичного догмата таило искушение интерпретировать взаимоотношения между ипостасями в понятиях древнегреческой философии. Святые Отцы, прежде всего Афанасий Великий, Григорий Богослов невероятными усилиями преобразовали «выражения эллинской мудрости человеческой в орудия Премудрости Божественной, что для эллинов есть безумие» [Там же, C. 40].

Согласно Святым Отцам, тайна Троицы открывается только в покаянии, изменении ума, в его тотальном преобразовании, христианизации, в замене беспокой­ной деятельности человеческого разума таинственным созерцанием.

В связи с этим, используя понятия древнегреческой философии (прежде всего Платона и Аристотеля) они настойчиво придавали им апофатический смысл. Это, прежде всего, относится к таким понятиям как: сущность, существование, причина, следствие, субстанция, соотношение, общее, особенное, единичное, единство, множество и т.д., которые отражают содержание имманентной (тварной) реальности.

В итоге, Святым Отцам удалось сохранить в различии природы и ипостасей Троицы их таинственную равнозначность [Там же, С.58].

В XIV в. Григорий Палама предложил Отцам Собора своё вероисповедание православной веры, в котором он выражает с большой точностью и в определенной форме церковное учение об основных вопросах, не только старых, но и новых, которые первый раз возникали на соборе.

Григорий Палама, помимо троического богословия, которое он выразил с большим могуществом и строго по церковному преданию, развивает новую богословскую тему о различении между божественной сущностью, которое «превыше всякого имени, явления и причастия», и, с другой стороны, «Божественными энергиями, которыми Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками» [Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы. М., 1995. C.5], [См.: Приложение В.].

Текст святого Григория Паламы является, «во-первых, подлинным выражением православного вероисповедания и его обновления в течение веков. Во-вторых, он составляет, вместе с другими трудами Паламы, православный ответ на византийский и западный гуманизм, как и на римско-католическое богословие четырнадцатого века.

Нужно прибавить, что труды и борьба Паламы имеют глубокое значение для православной веры в теперешнее время» [Там же].

Учение Григория Паламы о Троице и нетварных энергиях суммируют многовековый опыт борьбы Восточной Церкви с притязаниями человеческого разума, в том числе и в лице философии, на познание природы Трансцендентного (Пресвятой Троицы). В 1341, 1347 и 1351 годах Константинопольскими Поместными Соборами было утверждено вероисповедание Григория Паламы как совершенно православное во всем.

Особенное значение вероисповедание Паламы имеет для темы нашей работы, поскольку его учение о нетварном свете раскрывает в последней глубине сокровенную тайну спасительности и истинности православия в отличие от инословных вероисповеданий; проводит окончательную границу между истинным познанием (под действием благодати) и ложным, отчужденным от Бога и поврежденным грехопадением, именуемым философией.

В своих богословских изложениях Палама опирается, главным образом, на св. Василия Великого, Григория Нисского, Дионисия Ареопагитского и, прежде всего, св. Максима Исповедника.

Епископ Амфилохий  Родовиц в своём сочинении «Таинство Святой  Троицы»  приводит шесть примеров  различений в Боге у святого Григория Паламы:

«1. Сущность Святой Троицы не тождественна Её превечной энергии; сущность  не сообщаема, энергия сообщается.

2. Бытийное происхождение Сына и Духа принадлежит плану пресущественной и божественной сущности; оно совершается сущностно от Отчей ипостаси, то есть является делом Отца.

3. Бог и существование Бога не есть (в отношении) к другому и не дается кому-то. Но он тоже беспричинен, имея (или, когда имеет) причиной  Того, из которого существует беспричинно. Но не от него существуя из-за причины.

4. Явление Троической энергии есть из-за причины и «во времени; это явление, относящееся к твари. Однако самая энергия, общая трем лицам и изливающаяся из общей Триипостасной Сущности, предшествует своему проявлению, будучи вечным  преизобильным богатством Триипостасного единосущного Божества» [Там же, С.20-21].

Существует глубокая связь различения между посланием Святого Духа Отцом  и Сыном  во времени и его превечным исхождением от одного Отца с западным учением о филиокве, ибо оно принуждает автоматически к отождествлению беспричинного бытия  Божия с Его проявлением, которое имеет причину.

Это означает отождествление богословия с икономией [Там же, С.21-22].

Учение о Божественных энергиях Григория Паламы, в то же время, раскрывает нам природу Церкви, на которую сошла вся полнота Божественных энергий, делая святых «богами по благодати», то есть «безначальными и не созданными по благодати»» (Триада третья 1,31 и 2,12) [Там же, С.23]. Присутствие Божественных энергий в таинствах Церкви делает её единственным источником Трансцендентного Бытия.

Таким образом, учение Григория Паламы явилось углублением и раскрытием троического богословия строго и согласно Церковному Преданию.

Во-первых, он показал, что понятия философские, имеющие своей основой тварную природу, выражают прямо противоположное содержание, заключенное в  Священном Писании относительно природы Пресвятой Троицы.

Во-вторых, доказал, что философский подход не позволяет различить сущность и нетварную энергию. Это, в итоге, приводит к превращению нетварной энергии — в сотворенную, к отождествлению имманентного и Трансцендентного видов  бытия.

И, в-третьих, раскрыл внутреннюю связь неразличения сущности и существования с понятием филиокве в римо-католическом вероисповедании.

Учение Григория Паламы решало и другой основополагающий вопрос православной духовной жизни: догматические основания для соединения с Богом, т. е. условия обожения. Необходимость его дальнейшего раскрытия была связана со спором об исихазме и учением Варлаама.

Паламитский синтез имеет фундаментальное значение относительно темы нашего исследования. Раз и навсегда Церковь определяет свое отношение к предмету философии в вопросах богословия. Оно состоит в категорическом отвержении всех попыток философского подхода к вопросам богословия, особенно догматики, как учения имеющего в своей основе природу падшего тварного разума.

         Учение Паламы о нетварных энергиях раскрывает механизм внедрения заблуждения первоначально в вероисповедание Римской Церкви, а затем в философию и культуру западного мира. Оно раскрывает механизм отождествления тварного с нетварным, или имманентного (бытия) с трансцендентным.

Такое уморасположение, получившее догматическое закрепление, привело к трагическому отчуждению от Трансцендентной реальности в таинствах Римской  Церкви, к её безблагодатности.

И в заключение, говоря о возможности предмета философии, мы вынуждены признать, что человеческая мысль в справедливом стремлении (в лице античной философии) постичь Абсолютное, натолкнулась на абсолютные препятствия на этом пути -  в принципиальном несоответствии между высотой предмета и способом его  постижения. Условия, предложенные «Абсолютом» для Его познания, были восприняты человеческой мыслью как безумие.

Приложение В.

Святой Григорий Палама.

Исповедание православной веры.

 

«Един Бог есть прежде всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица всемогущая.

Отец безначальный, не только как Безвременный, но тоже как совершенно без причины; Сам единственная причина и корень и источник во Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единый единого Сына Отец и присно сый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только как причина, во всем остальном Тот же Самый как Они и равночестен.

Которого Сын один, безначальный как Безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца; от Котораго единого Он исходил прежде всех век, Бестелесно, не истекая, бесстрастно, через рождение, но без разделения, Бог сый от Бога, не другой же как Бог, а другой как Сын; присно Сый и присно сый Сын, и единственный Сын, присно сый у Бога вез слияния; не причнна и начало Божества во Троице мыслимаго, ибо  причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него.

Иже во образе Божий сын, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святаго Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек и, как воистину вочеловечивыйся, стал нам во всем подобен кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Бог истинен, соединяющий без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения действующий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, и был подчинен Беспорочным человеческим страстям. Бесстрастен же и Бессмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят и умерый и погребен, и воскресый в третий день, Он и явился Своим ученикам после воскресения, и свыше силу возвещая, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и соблюсти и учить, как Он повелел, Он вознесся Сам на небо и возсел одесную Отца, делая равночестну и сопрестольну как равнобожественну нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судить живых и мертвых и дать каждому по делам его. Вознесыйся к Отцу, Он послал на Своих святых учеников и апостолов Духа Святаго, Который исходит (εκπορενεται) от Отца, Он собезначальный Отцу и Сыну как Безвременный, но не безначальный же, как имеющий и Он корнем и источником и причиной Отца, не как рожденный, но как изшедший (εκπορενετον) ибо и Он исходил прежде всех век от Отца, не истекая и бесстрастен, не через рождение, но через «экпоревсис» (исхожденне). Неразделен сый от Отца и от Сына как от Отца происшедший (προερχόμενον) и в Сыне почивающий, имеющий вкупе со­единение неслиянное и различение не­раздельное, Бог сый и Он от Бога, не другой как Бог, но другой как Утешитель; Дух Самоипостасный от Отца исходящий (έκπορενόμενον) и через Сына посылаемый, то есть: являемый, причина и Он всего созданного, как в нем совершаемого, Тот же Самый как Отец и Сын и равночестен, кроме нерожденности и рожденности. Он был послан от Сына к Своим ученикам, значит: был являем; ибо каким другим образом был бы послан Тот, Который вездесущий? Итак, не только от Сына, но тоже от Отца и через Сына посылается, и придет, являемый от Себя. Самого, по­тому что послание, то есть явление Духа есть, общее дело. Является же не по сущности, ибо никто никогда не видел или объяснил Божию Сущность, но по благодати и силе и энергии, которые общие Отцу и Сыну и Святому Духу. Свойственна Каждому из Них Его собственная Ипостась и все, что стремится к ней. Общее есть не только пресущая Сущность, которая абсолютно безымянна, неявляема и непричащаема, яко превыше всякого имени и явления и причастия, но тоже благодать и сила и энергия и блеск и царствие и нетленность и, одним словом, все, чем Бог Причащается и соединяется по благодати со святыми  и человеками, без лишения своей простоты, ни частностью и различием Ипостасей, ни частностью и разнообразием сил и энергий. Итак, есть у нас один всемогущий Бог во едином Божестве. Ибо от совершенных Ипостасей никогда не зарождается составление, ни может могущественное, потому что имеет силу или силы, когда-то из-за этого быть искренно названо составленным.

К тому мы почитаем святую икону Сына Божия, Который стал описанным как нас ради вочеловечивыйся, вознося наше почитание от образа к Первообразу; и честное древо Креста, и все символы Его страдания, как сущие Божественные Трофеи против общего противника нашего рода; мы почитаем еще спасительное знамение честного Креста и Божественные церкви и места и священные сосуды, и богоданные слова из-за в них обитающего Бога. Мы почитаем тоже иконы всех святых из-за любви к ним и к Богу, которого они искренне любили и служили, вознося наш ум в их почитании к лицам, на иконах представленным. Мы почитаем тоже самые мощи святых, потому что освящающая благодать не оставила их святых костей, подобно как Божество не разлучилось от Владычнего тела в Его тридневной смерти.

Мы не знаем никакого зла по существу, ни что существовало бы другого начала зла, чем развращение умных существ, которые плохо пользовались богоданной им свободой.

Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и причастие и общение и собрание (синаксис), от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того Божественному повелению и по Его собственному действию, самые Божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодательным Телом и Кровью, и даруются в несказанное Причастие и общение тем, которые Благочестиво приступают.

Всех не исповедающих и не верующих в то, как Святый Дух провещал через пророков, как повелел Господь, когда Он нам явился во плоти, как свидетельствовали Им посланные Апостолы, и как Отцы наши и их преемники нас учили, но выдумывающих их личные ереси или следовавших до конца за теми, которые их плохо научили, мы отвергаем и предаем анафеме.

Мы принимаем все Святые и Вселенские Соборы: Собор триста восемнадцати богоносных отцов в Нике против иконоборца Ария, злочестиво обнищающего Сына Божия в творение и рассекающего в Отце и Сыне и Святом Духе поклоняемое Божество в тварное и нетварное; Собор ста пятидесяти святых отцов, собравшихся в Константинополе против Македония Константинополитянина, злочестиво обнищающего Духа Святаго, рассекающего этим не меньше, чем первый, в созданное и несозданное, Божество единое; после этого Собор двухсот отцов в Ефесе против Нестория Патриарха Константинопольского, который разделил во Христе единство Его боже-ства и человечества по Ипостаси и ни­когда не хотел называть Богородицею Пресвятую Деву, истинно Бога рождшую; и четвертый Собор шестисот тридцати отцов в Халкидоне против Евтихия и Диоскора, злобно учивших, что у Христа была одна природа; и после этого, Собор ста шестидесяти пяти отцов в Константинополе против Феодора и Диодора, которые думали то же самое, как Несторий, и его учение поддерживали своими трудами, и против Оригена и Дидима и некоторого Евагрия, которые из древних, и старались ввести некоторые мифы в Божию» Церковь; и после этого Собор ста семидесяти отцов в этом городе против Сергия, Пирра, Павла от управлявших в Константинополе, которые отнимали от Христа Его две энергии и два хотения, соответствующие Его двум природам; и Собор ста семидесяти семи отцов, кото­рый опять был в Никее против иконоборцев.

Мы принимаем тоже все Святые Соборы, проведенные Божиею благодатию в свое время и место для утверждения благочестия и евангельской жизни; к ним принадлежат те, которые проведены в этом великом городе в славной церкви Святой  Божественной  Премудрости   (Св. Софии) против Варлаама Калабрийского и против Акиндина, который был за него и думал, как он, и спешил, чтобы его с Хитростью оправдать; которые учили, что общая благодать Отца и Святаго Духа, и свет Будущего века, в который праведные Будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на Горе, и просто всякая сила и энергия Триипостасного Божества, и все, что неким образом различается от Божественной природы — что все это созданно, рассекая этим злочестиво единое Боже­ство в созданное и несозданное, а тех, которые Благочестиво исповедуют, что этот Пребожественный Свет несоздан­ный и всякая сила и энергия Божест­венная — ибо ничего от всего Принадле­жащего по природе к Богу не возникло недавно — они называют двубожникамн и многобожниками, точно как нас называют иудеи, саввелиане и ариане. Но мы из­гоняем и первых, и последних как на­стоящих безбожников и многобожников, и мы их окончательно отсекаем от полноты Благочестивых — как это и сделала Святая Соборная Апостольская Христова Церковь Синодиком и Томосом Агиоритским, верующие во Единое, Триипостасное и Всемогущее Божество, никогда не от­падающее от единства и простоты из-за сил или Ипостасей.

Мы соединяем все это с нашим чаяни­ем воскресения мертвых и Бесконечной жизни Будущего века. Аминь» [Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы. Издание Подворья русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря в г. Москве, 1995].

 




0 комментариев для “Критика падшего разума Раздел I. Глава 5