Истинно первозванные апостолы

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

Истинно первозванные апостолы


Кто был первозванным апостолом?

Этот вопрос задали Тому Сойеру на экзамене в воскресной школе, и он опозорился, сказав, что первыми апостолами были Давид и Голиаф, тогда как по убеждению экзаменаторов надо было назвать Петра и Андрея. Это убеждение, свойственное всей католической Церкви и передавшееся от неё также и православной Церкви, основано на известном рассказе евангелиста Матфея.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающего сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф 4,18).

Вроде бы всё ясно и вопросов нет. Но один вопрос всё-таки возникает: почему «первозванным» традиционно называют лишь одного Андрея? Пусть, как учили Тома Сойера, первыми апостолами (согласно Матфею) были Пётр и Андрей, но тогда и по порядку произношения их имён, и по старшинству, и по масштабу личности, первозванным апостолом должен именоваться не Андрей, а Пётр, но этот эпитет к нему никогда не применялся. Невольно возникает подозрение, что здесь что-то не так.

Оно многократно возрастает, когда читаешь первую главу Евангелия от Иоанна. В ней изложена версия, совершенно несовместимая с рассказом Матфея.

«На другой день опять стояли Иоанн и двое учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: «учитель», — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа» (Ин 1, 35-39).

Если верить Иоанну, эти двое учеников Иоанна Крестителя и стали первыми апостолами. Один из них был Андрей, имя второго не произнесено, но это точно не был Пётр, до которого дошла очередь позже, когда Андрей пришёл к нему и сказал: «мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привёл его к Иисусу» (Ин 1, 41).

Кто же был этот таинственный неназванный ученик, который вместе с Андреем составил пару, первой пошедшую за Христом? Это совершенно очевидно: им был сам евангелист Иоанн, тоже рыбак, сосед Андрея и Петра, а не назвал он себя по скромности, которое проявляется в его повествовании и дальше — он неизменно говорит о себе в третьем лице, как будто о другом человеке:

«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Ин 13, 23);

«Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус» (Ин 21, 26).

Поскольку версии Матфея и Иоанна не могут быть одновременно истинными, нам надо решить, какой из них верить. Но тут и думать нечего: их свидетельства по своей авторитетности просто несоизмеримы.

Иоанн, без всякого сомнения, величайший из апостолов. Более того, он достоин того определения, которое до него относилось к Иоанну Крестителю: «из рожденных женами не восставал больший» (Мф 11, 11). Этот любимец Христа был с Ним при всех главных событиях Его земной жизни – на Фаворе и в Гефсиманском саду, — возлежал у Него на груди на Тайной вечере, единственный из апостолов стоял у распятия и там произошло его посвящение Христом в свои названные братья: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин 19, 26-27). Нужны ли ещё аргументы для доказательства исключительности Иоанна? А такие аргументы есть: его Евангелие в философском и богословском отношении много глубже трёх других, а кроме него он написал ещё потрясающий текст Апокалипсиса. Он – единственный из апостолов, умирающий своей смертью, его тела не оказалось в могиле, а на месте погребения раз в год появлялась ароматная пыльца. Неужели мы не поверим ему в описании того, чего он сам был непосредственным участником?

А вот в рассказе Матфея вполне естественно усомниться, ибо он написал о том, чего своими глазами не видел. Он присоединился к числу апостолов уже после того, как ими стали Пётр, Андрей, Иоанн, Иаков, Филипп и Варфаломей – перечислены в том порядке, который дан у самого Матфея. Фраза «Я сделаю вас ловцами человеков», конечно, подлинна, рыбаки её придумать не могли, но она прозвучала не на берегу моря, когда Пётр и Андрей закидывали сети, а когда Андрей привёл Петра в жилище Христа. Разумеется, братья восторженно её повторяли, и постоянно её слыша, Матфей в своём воображении воспроизвёл призвание братьев в более романтичной форме, чем это было на самом деле.

Почему же Церковь игнорирует прямое свидетельство великого святого и принимает опосредованное свидетельство апостола заурядного? Тут надо учесть, что речь идёт прежде всего о католической Церкви – мы, к сожалению, пошли у неё на поводу, — а её главной идеологией, которой подчинено всё остальное богословие, является учение о Римском папе как наместнике Христа во всей вселенной. Католикам во что бы то ни стало надо было обосновать свой догмат всевластия папы (к которому потом добавилась и непогрешимость), и она пошла на прямую подтасовку.

В качестве главного аргумента они берут слова Христа, Который в ответ на признание Петром Его божественности, сказал: «…что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16,19). Дальше они рассуждают так: эти слова Господа относились не к Петру, как человеку, а к Петру, как епископу Рима, которым он стал впоследствии, значит ключи от рая преемственно переходят с той поры всем епископам Рима, т.е. папам. Это не просто отсутствие логики, это полный абсурд. Во-первых, римским епископом Пётр стал через тридцать с лишним лет после этих слов, а прежде того был епископом в Иерусалиме, так что по закону первенства вселенским владыкой должен был бы стать патриарх Иерусалимский. Во-вторых, право связывать и разрешать на земле есть обыкновенная харизма рукоположения, так что своей фразой Спаситель хотел сказать всего лишь то, что Пётр когда-то будет священником. В-третьих, явившись после Воскресения своим ученикам, Христос сказал им всем: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 23).

Чувствуя уязвимость своих доводов, католическая Церковь хочет, если не номинально, то психологически сделать Петра ещё и первозванным – это, дескать, укрепит авторитет римских пап. Но ведь и это подлог: истинно первозванными апостолами были Иоанн и Андрей.




Один комментарий для “Истинно первозванные апостолы

  1. Статья - образец логики человеческой. А вот комментарий и образец логики Божественной -Мф 20:20-27

Комментарии закрыты.