Философия потребительской кооперации
Статья Сергей Емельянова на сайте Русская народная линия.
Сегодня потребительская кооперация обращается к глубинным истокам человеческой души и ее генетической памяти. Контрастируя с задачами бизнеса, она несет людям добро и благо. В тяжелых квазирыночных реалиях потребительская кооперация не изменила себе и сохранила единение и целостность…
Правдиво и справедливо можно заметить, что потребительская кооперация родилась из общественно-практических проблем в первой половине XIX века от Р.Х.
К этому времени в Европе сложился комплекс предпосылок для консолидации городского и сельского населения в ракурсе кооперативного предпринимательства.
В березовой России первые кооперативные структуры проявились в те же времена. В 1831 г. ссыльные идеалисты-декабристы, дворянские революционеры основали в Петровском каземате в Забайкалье потребительское общество «Большая артель». Письменный Устав «Большой артели» содержал некоторые принципы (добровольность членства, демократическое управление и контроль), которые всегда были основными в мировом кооперативном движении.
Однако дальняя дорога у российских кооперативов началась в 60-е годы XIX века. У истоков массового движения потребительской кооперации стояли три общества — Петровско-Забайкальское (в Читинской области), Кыновское (на Урале) и Рижское (в г. Риге).
Идеи кооперации и социальной работы имеют общие корни. Они таятся в гуманистических традициях — забота о благосостоянии и раскрытии способностей личности, семьи, общества. Специфические ценности данного вида работы: любовь, сочувствие и сопереживание. А также — участие, вера во внутренние силы человека, желание помочь и пожертвовать.
Опыт коллективного труда и управления хозяйством, взаимовыручки общинников, проявления сострадания к ближним — известен со времен Адама и Евы. Сельское земледельческое общество на Руси сохраняло удивительную живучесть во все времена.
О гуманистических традициях славянских народов думал и писал историк-гуманист С.М.Соловьев. Академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук отмечал, что на западных путешественников неизгладимое впечатление производило гостеприимство и внутривенная православная вера славян. Особенно отмечалось обхождение с пленными, которые «не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей».
Коллективно-самобытный характер россиян зарождался задолго до введения христианства в Киевской Руси. Самой яркой чертой самобытной культуры была ее общинность, которая выражалась в коллективизме отношений, самоуправлении и справедливости.
На положительную роль христианства в развитии благотворительности обращали внимание и другие ординарные академики. В частности, В.О.Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило, прежде всего — накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих — для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения будущего в загробной жизни».
Религиозное зерно Византии упало на благодатную национальную почву.Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир глубоко воспринимал его положения с призывами заботы о ближнем: «Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут», «Просящему у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг — не отворачивайся», «Продавайте ваши имения и давайте милостыню», «Радуйся с радующимися и плачьте с плачущими». И другие.
Эпицентром и средоточием социальной помощи на протяжении веков были церкви и монастыри, в которых русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Долгие лета Церковь обращалась к прихожанам с наставлениями о помощи. Апостол Павел определял благотворительность как норму христианской жизни. Церковь поддерживала социальный мир и сглаживала социальные коллизии.
Не сбивая длинного дыхания фразы, можно сказать, что новым явлением в 60-е годы XIX века было включение в социальную работу земских самоуправленческих органов. Благодаря поддержке земств с 90-х года XIX века относительный спад кооперативного движения пошел на подъем.
Практика кооперативного движения всегда тянулась к теории. Научные основы кооперации связаны с именами таких всемирно известных и не очень деятелей, как Н.П.Гибнер, С.Д.Маслов, А.В.Чаянов. Трудно переоценить значение В.Н.Зельгейма, Д.С.Коробова, А.В.Меркулова.
Рубеж XIX-XX веков — «золотой век» российского меценатства, связанный, прежде всего, с деятельностью именитых купеческих династий и «потомственных благотворителей». Данная излучина бытия крупно воздействовала на национальное самосознание и умственную жизнь.
В монолитно-советский период была развита уникальная система социальной защиты: бесплатное образование, здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи. Успешно функционировали общественные организации и ассоциации. Отказавшись от принципа благотворительности, государство осуществляло социальное обеспечение, при котором каждый гражданин мог надеяться, его не оставят в беде.
В пасторали позднего социализма битком набитый ДК с выступлением сатирика казался тайной сходкой мятежников. Однако после гибели застойно-картофельного СССР с «декадами искусств» союзных республик и принудительными «великими починами» как-то вдруг стало понятно, что «там, где нас нет»- хорошо не для нас.
Какова пустыня, таков и глас вопиющего. Чтобы бороться с лужей на полу, желательно посмотреть на потолок. Уже 6-ю пятилетку в «свободной» России наблюдаются «отдельные негативные явления»: социальная апатия и аномия, поляризация общества на «допущенных» и «опущенных», высокая смертность, терроризм и устойчивый рост количества гомосексуалистов.
Народ обычно заслуживает власть, которая его имеет, а в духовно-нравственном возрождении в качестве детонатора и проводника гуманистических тенденций все больше утверждается потребительская кооперация. Практическое выражение принципов гуманизма — социальная работа, которая переводит представления об абсолютной ценности человека из разряда философских понятий в категорию базисного психологического убеждения. Активизируется Православная Церковь, различные благотворительные организации, добровольные общества, ассоциации, фонды и творческие союзы.
Корневые духовные ценности делают потребительскую кооперацию надежным спутником в государственном деле патриотического воспитания. Без любви к отцам и Отечеству у России может быть только печальное будущее. По словам русского философа Н.О.Лосского, автора книги «Характер русского народа» (Посев-1957), «вся жизнь движется любовью к ценностям».
В постановлении 124-го Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации отмечена необходимость воспитания у молодежи нравственности, морали, высокой духовности, чувства патриотизма и преданности Родине, сострадания и милосердия, развитие общей культуры, приверженность кооперативным идеям.
Столпом и устоем философии потребительской кооперации является проблема человека, смысла его жизни. Высокие ценности кооперации остаются связующей нитью с принципами православия, сострадания и милосердия. Реализация социальной миссии потребкооперации раскрывает творческие способности личности и делает быт более содержательным. Данные ценности активно перекликаются с изначальными целями государства и политики как «всеобщего блага».
Трудно сказать, что было раньше — инкубатор или яйцо. Общество состоит из людей, а Человек — это продукт социальной системы. Какова система, таковы и люди. И наоборот. Потребительская кооперация ставит целью совместное удовлетворение духовных и материальных потребностей конкретных людей в реальном обществе.
Развитие потребительской кооперации освобождает человека от одиночества и дает радость общения и взаимопонимания.
Кооперативы помогают членам-пайщикам либо поднять свое материальное положение путем экономии средств на приобретение товаров и услуг (потребительские кооперативы и кооперативы услуг), либо улучшить производственную деятельность своих частных предприятий посредством успешного сбыта товаров (сбытовые кооперативы) и получения дешевых заемных средств (кредитные кооперативы). Можно оптимизировать и жилищные условия (жилищно-строительные кооперативы). И т.п.
Социальная ответственность означает, что кооператив должен удовлетворять потребности пайщиков, а члены кооператива — активно участвовать в его деятельности.
Равенство определяет отношение кооператива к его членам на основе равноправного участия. Каждый член кооператива имеет равное право на экономическую деятельность, равное право на участие в органах управления и контроля по принципу «1 член — 1 голос», равное право на получение информации о деятельности кооператива
Справедливость предполагает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами и выборными представителями кооператива. Распределение выплат осуществляется пропорционально активности каждого пайщика и производится в форме начисления дивидендов.
Ценности кооперации взаимно перекликаются и дополняют друг друга. На основе кооперативных ценностей разрабатываются принципы, которые сохраняют традиции и открывают перспективы.
1-й принцип: добровольное и открытое членство. Кооперативы — это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать услуги и взять на себя ответственность без дискриминации по любому признаку. Добровольность предусматривает свободу вступления и выхода из кооператива.
2-й принцип: демократический членский контроль. Кооперативы — это организации, контролируемые своими пайщиками, которые принимают активное участие в выработке политики и принятии решений. Избранные представители подотчетны членам кооператива.
3-й принцип: экономическая активность. Взносы (паи) образуют кооперативный капитал. Члены кооператива распределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного года, на следующие цели: на стратегическое развитие, на выплаты и вознаграждения, на социальную деятельность.
4-й принцип: автономия и независимость. Кооперативы — это самодеятельные организации, контролируемые своими членами. Заключение соглашение с другими организациями (включая правительственные) или увеличение капитала с помощью внешних ресурсов производится только на условиях контроля и сохранения независимости.
5-й принцип: образование и повышение квалификации. Потребительские кооперативы обучают пайщиков и избранных представителей, информируют общественность — особенно молодежь — о сущности и возможностях кооперативного движения.
6-й принцип: сотрудничество между самими кооперативами. Только при тесном взаимодействии на всех уровнях кооперативное движение может эффективно развиваться.
7-й принцип: забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих пайщиков. В то же время они тесно связаны с населением района, региона, страны и способствуют развитию социума.
Принципы, разработанные Международным кооперативным альянсом, являются гибкими, применимыми в разных типах кооперативов, на различных уровнях и при разнообразных социально-экономических условиях.
В богомольной России на первом месте стоял принципы «люби и уважай человека», «будь честен и правдив», «уважай власть», «будь верен своему слову». Кооперативы возникли как остров надежды, спасения и защиты.
Сегодня потребительская кооперация обращается к глубинным истокам человеческой души и ее генетической памяти. Контрастируя с задачами бизнеса, она несет людям добро и благо. В тяжелых квази-рыночных реалиях потребительская кооперация не изменила себе и сохранила единение и целостность.
Умудренная историческим опытом потребительская кооперация ориентирована на высокий идеал божественных заповедей и наполняет свою идеологию высокими помыслами и добрыми делами во имя человека, добра и справедливости на Земле.
http://ruskline.ru/special_opinion/2016/mart/filosofiya_potrebitelskoj_kooperacii/
0 комментариев для “Философия потребительской кооперации”