Белорусы на «кресах всходних»

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

Белорусы на «кресах всходних»

Что предшествовало Освободительному походу Красной Армии 1920-1921 гг.

На крутом повороте белорусской истории 

В прошлом году в свет вышла монография известного российского историка и уроженца белорусского Полоцка Юрия Борисёнка «На крутых поворотах белорусской истории: Общество и государство между Польшей и Россией в первой половине XX века». Работа ввела в научный оборот ранее неизвестные источники, на основе которых автор сформулировал важные и актуальные выводы.

Один из них гласит: «Для постижения тех процессов, что происходили на белорусских землях в первой половине ХХ столетия, имеет принципиальное значение представление о том, что вся территория «белорусского племени» и к началу позапрошлого столетия уже несколько веков представляла собой «большое пограничье» между Россией и Польшей в географическом, этнокультурном и ментальном отношениях. В политическом плане всё это пространство с 1795 года принадлежало Российской империи и оставалось в значительной мере неструктурированным». Борисёнок также констатировал то, что «к моменту больших политических перемен в Европе, окончания Первой мировой войны и распада Российской империи белорусы пришли с крайне рискованным багажом: национальный язык находился под реальной угрозой исчезновения, национальной элиты не было…»

По итогам Рижского мира от 18 марта 1921 года, который подвёл черту под советско-польской войной 1920 года, белорусские земли оказались разделёнными. Для белорусского народа это было подлинной трагедией. Вместе с тем ситуация была по-своему весьма любопытной. Варшава и Москва, реализуя свои проекты государственного и общественного устройства, тем самым дали возможность белорусам, оказавшимся по разные стороны границы, сравнивать и делать выводы.

Впрочем, некоторые выводы белорусское население сделало раньше. Пищу для размышлений поляки предоставили сразу и много. О том, что происходило в польских тюрьмах и концлагерях задолго до похода армий Михаила Тухачевского на Варшаву, сказано в статье «Польский плен 1919 года. Вторая Речь Посполитая и аппетиты её политиков» (05.03.14). Однако свою «цивилизованность» поляки продемонстрировали не только там.

Летом 1920 года, когда Красная Армия впервые очистила от польских оккупантов Киев и Белоруссию, представители Советской власти получили возможность собрать свидетельства людей, уже побывавших под властью Варшавы. В сводке, составленной 21 августа 1920 года отделом социального обеспечения, о грабежах и бесчинствах поляков в Слуцком уезде, сказано:

«Представляя при сём общую сводку по 20 августа с. г. жертв контрреволюции по Слуцку и Слуцкому уезду и регистрацию по отдельным селениям, Отсобес сообщает, что польские белогвардейцы в июле сего года при отступлении, пользуясь беззащитностью мирных жителей, произвели беспощадный грабёж всех тех мест, где они проходили или куда попали: отбирали лошадей, рогатый скот, свиней, овец, продукты питания, одежду, обувь и все вещи, имеющие хотя мало-мальскую ценность, грабили с угрозой, насилием, вплоть до расстрела, сжигали целые селения и хутора, не позволяя жителям спасать свои последние крохи, взрывали мосты и, наконец, сожгли в Слуцке лучшие общественные здания: вокзал, коммерческое училище, деревянное здание при гимназии, церковь, синагогу, общественную баню и 106 строений частных владельцев на лучших улицах города Слуцка: Мостовой, Гоголевской и Юрьевской. Жители были терроризированы, ночами никто не спал, так как ходили упорные слухи, что весь Слуцк будет уничтожен, взорван, и если этого не случилось, то только потому, что вовремя вступили советские войска, и разбойники-мародеры вынуждены были бежать.

В уезде пострадали целые селения: Б. Силище, Евлихи, Нива, Збудище, Новинки, Лесопилка, Кальчицы, Беличи, Млынка, Кривичи. Сгорели не только постройки, но всё сельскохозяйственное имущество. По подсчёту одних только лошадей из уезда забрано и угнано 1468, коров 2260, свиней 974, не считая мелкого скота и птиц. Увезено: 871 телега, упряжи 348 комплектов, забраны продукты питания: сало, масло, яйца и проч. Убитых оказалось 33 человека и раненых 2 человека. Много семей осталось без крова, без пищи, без одежды и обуви».

В том, что эта картина была для Белоруссии типичной, подтверждает и Отношение Бобруйского отдела народного образования в отдел социального обеспечения. В нём сказано: «При отступлении польских войск из пределов Бобруйского уезда в ночь с 9-го на 10-е июля с. г. отступающими было предано огню село Осово, все строения, которые благодаря дружной работе поджигателей одновременно запылали. Все усилия обезумевшего от горя населения спасти что-нибудь не привели ни к чему. Отступавшие победители выстрелами разгоняли немногих смельчаков, пытавшихся пробраться к своему скарбу. Свыше 10 человек поплатились жизнью на глазах своих родных и детей, были брошены живыми в огонь…». Убитых оказалось 19 человек, а без жилья, одежды и обуви остались более 400 мирных жителей.

25 мая 1920 года оставив под натиском красноармейцев г. Борисов, польские артиллеристы в течение двух дней расстреливали его зажигательными и химическими снарядами. В результате погибли около пятисот мирных жителей, а город был почти полностью разрушен. Украинским неонацистам, бесчинствующим в наши дни на Донбассе, было, у кого учиться…

Об этих и других злодеяниях не пишут польские историки и журналисты, помалкивают польские политики и общественные деятели, а польские режиссёры не снимают фильмов. Не цитируют они и откровений участника советско-польской войны Юзефа Бека (с 1932 по 1939 годы — министра иностранных дел Польши), который хвастал: «В деревнях мы убивали всех поголовно и всё сжигали при малейшем подозрении в неискренности…»

 

Как жилось белорусам во Второй Речи Посполитой 

В результате Рижского мира западно-белорусские земли оказались в составе Польши. Причём граница Второй Речи Посполитой прошла гораздо восточнее «линии Керзона», которую даже ненавидевшие Россию английские лорды считали границей этнической Польши. На оккупированных территориях, которые поляки называли «кресами всходними» (восточными окраинами), были созданы Полесское, Новогрудское, Виленское и Белостокское воеводства, которые делились на поветы и гмины.

Вопрос о численности белорусского населения, оказавшихся «на кресах», до сих пор вызывает споры, хотя ещё в сентябре 1921 года там прошла перепись населения. Накануне её проведения газета «Белорусские ведомости» писали: «Важно, кто именно будет проводить опрос: местные гражданские лица или нет. Если вопросы о национальности будут задавать жандармы, полицейские или стражники «стражи кресовей», то они способны выбить у человека согласие не только с тем, что он поляк, но даже с тем, что он – китаец…»

Согласно официальным результатам переписи в Полесском, Новогрудском, Виленском и Белостокском воеводствах проживали 1034,6 тысяч белорусов. Между тем, заметил историк Кирилл Шевченко, «даже сами польские исследователи оценивали реальную численность белорусов в межвоенной Польше в 1,4 – 1,6 миллиона, тогда как западно-белорусские деятели определяли численность белорусов в 2 – 3 миллиона».

Некоторые польские историки, характеризуя политику Второй Речи Посполитой на захваченных ею белорусских, украинских и литовских землях, не жалеют возвышенных слов. К примеру, биограф Юзефа Пилсудского Влодимеж Сулея уверяет, что для Пилсудского крессы были пространством, на котором происходило «столкновение одного народа с другим, одной культуры с другой, одного воспитания с другим», а самой сложной частью любой политики «на кресах» было «сохранение уважения к явной власти».

Туман высокопарной демагогии призван скрыть хищническую сущность политики Варшавы на захваченных территориях, которые из польской столицы виделись источником сырья, дешёвой рабочей силы и рынком сбыта польской промышленной продукции. Показательно, что разрушенную войной промышленность Западной Белоруссии восстанавливать поляки не спешили. Не удивительно, что подавляющее большинство местного населения занималось сельским хозяйством, с огромным трудом сводя концы с концами.

Однако и в области сельского хозяйства поляки имели свои интересы. Сейм принял закон о наделении землёй в восточных районах страны так называемых «осадников». По нему участники советско-польской войны получали земельные наделы «на кресах». Бывшие вояки должны были стать опорой польского правительства в реализации политики колонизации и полонизации территории Западной Беларуси и выполнять надзирательно-карательные функции над белорусско-украинским «быдлом».

Юрий Борисёнок пишет: «Принятые под нажимом Лиги наций законодательные акты о правах нацменьшинств и статья VII Рижского договора соблюдалась в Польше примерно так же, как права сербов в современном Косово. Уже в 1920 году, вступив на территорию Западной Белоруссии, польские власти закрыли большинство белорусских школ, открытых ещё при германской оккупации, в том числе прогимназию в Гродно, наглядные пособия перетащили в польские школы, а белорусских учителей подвергли физическому воздействию». А в 1934 году польское правительство с трибуны Лиги наций вообще отказалось от трактата «О национальных меньшинствах».

Без своего внимания польские власти не оставили и православные храмы. В результате «забот» Варшавы всего за 15 лет (с 1921 по 1936 год) католики и униаты отобрали у православных общин около трёхсот храмов.

Польское наступление на права и интересы белорусов имело место не только в области экономики, но и в гуманитарной сфере. Белорусский историк Иван Таляронок констатировал: «В 1921 году на «кресах всходних»… действовало более 400 школ с преподаванием на белорусском языке. В 1928 году их осталось лишь 29, к 1939 году — ни одной. Сразу же после воссоединения «кресов всходних» с БССР, в 4278-ми школах края было введено преподавание на белорусском языке. Это был акт реального национального возрождения, гораздо более яркий, чем нашивание «Погони» на рукава гитлеровских подручных».

Белорусы и Сталин против Пилсудского

На территории Белорусской ССР проводилась принципиально иная политика — был взят курс на белорусизацию. Причём, главным идеологом и проводником этой политики являлся Иосиф Сталин. Уже 10 марта 1921 года в заключительном слове по докладу об очередных задачах большевистской партии в национальном вопросе, который он сделал на Х съезде РКП(б), будущий «вождь народов» прямо заявил о том, что «существует белорусская национальность, у которой имеется свой язык, отличный от русского».

Для сравнения приведём публичное высказывание Пилсудского, сделанное им годом ранее, 1 февраля 1920 года. Выступая в Вильно, он прямо и откровенно пообещал, что никаких политических уступок «в пользу белорусской фикции» делать не собирается.

Слова Пилсудского не разошлись с делом, что предопределило исторический выбор братского белорусского народа…

PS. Причины, по которым юбилей Освободительного похода Красной Армии был проигнорирован нынешней киевской властью, ясны. Зато не понятно, почему на нём, мягко говоря, не заострили своего внимания официальные лица в Минске. Хотелось бы получить их ответ на этот важный и злободневный вопрос.

http://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=33516




0 комментариев для “Белорусы на «кресах всходних»