Актуальный комментарий от В.Ю.Катасонова о поправках к закону «О банках и банковской деятельности»

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

Актуальный комментарий от В.Ю.Катасонова о поправках к закону «О банках и банковской деятельности»

Вопрос от Редакции: 14 декабря президент подписал ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 18 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Валентин Юрьевич, в чём заключаются изменения, актуальны ли они и чем чреваты для банковского сектора России?

- История этого закона восходит к 2012 году, когда мы присоединялись к ВТО. Прекрасно помню, какие тогда шли ожесточённые баталии по поводу того, на каких условиях Россия будет вступать в ВТО по части финансового сектора. Мы тогда отбили притязания наших оппонентов по части филиалов иностранных банков, не допустив их. Естественно, что дочерние компании иностранных банков должны были присутствовать, и уже присутствовали в банковском секторе российской экономики. Речь шла, в основном, о допустимых масштабах присутствия дочерних структур зарубежных банков в России. Тогда мы не определили этот лимит, и потом этот вопрос стал забываться, хотя ещё в 2012 году готовился проект Федерального закона, суть которого заключалась во внесении поправок в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» с тем, чтобы там прямо был определён процент допустимого участия иностранного капитала в российском банковском секторе.

В тех дискуссиях речь шла о возможной планке в 30%. На тот момент фактическое участие иностранного капитала в банковском секторе России находилось на уровне приблизительно 25%. Прошло достаточно много времени, и вот неожиданно этот законопроект ожил и со стремительной скоростью прошёл через Государственную Думу, через Федеральное собрание и 14 декабря он был подписан президентом.

Я теряюсь в догадках – почему вдруг стало необходимо принимать этот закон? Прошло уже три года с того момента, как нас втянули в ВТО, и уже все порядком подзабыли, что мы что-то должны были доделать. Сейчас впору выходить из Всемирной торговой организации, и я об этом много раз говорил – хотя бы потому, что более половины всего населения земли проживает в странах, которые находятся под теми или иными экономическими санкциями. А если учесть, что в октябре этого года в Атланте было подписано соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве с участием 12 стран под эгидой США, и что в 2016 году они пытаются создать ещё одно партнёрство, куда будут втягивать и Европейский Союз – то большая часть мира будет регулироваться совершенно другими нормами, управляться другими механизмами, а ВТО превратится в некую оболочку без содержания. Поэтому я и говорил в полушутку, что ВТО – это уже «прошлогодний снег», и нам необходимо выйти из этой организации. А тут мы неожиданно вспомнили про свои обязательства аж 2012 года.

В этом законе фигурирует цифра 50%, а не те 30%, которые тогда обсуждались. Некоторые мои оппоненты говорят, что я сгущаю краски, драматизирую ситуацию… На сегодняшний день доля участия иностранного капитала, по данным Центрального банка, стала ниже планки в 20%, и 50% участия иностранного капитала – это хороший запас. Но если вчитываться в новый закон, там получается больше 50%. Да и сама формулировка закона очень лукавая: «Определение ограничения допуска иностранного капитала 50 процентами». Можно подумать, что мы с помощью 50% сможем защитить свою экономику, свою банковскую систему. Банковский сектор устроен таким образом, что 50% для иностранного капитала – это даже избыточно. Чтобы контролировать нашу банковскую систему, достаточен и гораздо меньший процент – можно рассказать много интересного о неакционерных формах контроля над предприятиями и организациям. Неакционерные формы – это, прежде всего, предоставление кредита и оформление этого кредита в виде соглашения, которое, фактически, даёт кредитору возможность управлять должником. Сейчас это мощный рычаг управления – и в первую очередь стоит интересоваться именно кредитной зависимостью, а не процентом участия иностранного инвестора в акционерном капитале – неважно, в капитале отдельного банка или совокупном капитале банковской системы. Это очень серьёзный вопрос. Но он нигде не обсуждается, не дискутируется!

Итак, через некоторое время этот закон положат на полку, он покроется толстым слоем пыли… Но может сложиться иная ситуация, когда в нашу страну хлынет иностранный капитал, и вот тогда возьмут с полки этот закон, смахнут с него пыль и скажут: «А что вы горячитесь? О чём вы спорите? В законе чёрным по белому написано: ограничение участия иностранного капитала – 50%». На самом деле, гораздо больше 50%, потому что там есть исключения – что считать долей иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы – формула расчёта там лукава.

Так что это напоминает мне то самое ружьё, которое было повешено на сцене перед началом первого акта. Во втором или третьем акте спектакля это ружьё наверняка выстрелит. И относиться к этому закону снисходительно, со смешками я бы не стал.




0 комментариев для “Актуальный комментарий от В.Ю.Катасонова о поправках к закону «О банках и банковской деятельности»