Современное искусство как инструмент разрушения национальных архетипов
Статья Андрея Власкина (Российский Институт Стратегических Исследований (РИСИ), опубликованная на сайте Национальный Медиа-Союз
/ На фото Марат Гельман, один из главных пропагандистов-агитаторов т.н. «современного искусства» /
Обращение к искусству для осуществления политических целей не ново, однако, в нынешней России, с учетом особенностей ее руководства, состояния национального самосознания, а также высокой степени развития информационных технологий, так называемое «современное искусство» может стать одним из инструментов перепрограммирования мировоззрения достаточно значимой части общества.
Части, стоит сказать, в большей степени значимой, нежели значительной, а именно – молодежи с высшим образованием, молодых специалистов и представителей интеллигенции новой волны. Всех тех, из чьей среды могут появляться лидеры общественного мнения, популярные и интересные массам персоны.
То, что определенные области искусства сказались на уничтожении СССР, как и ряда других государств социалистического лагеря, широко известно. Это и смелые стихи, и авангардная проза, и картины, и музыка, которая сыграла особую роль. Рок-композиции стали практически гимнами поколения, причем как в Советском Союзе, так и в Польше, Чехии… «Перемен», «Время менять имена», «Убей в себе государство» – песни культовых авторов 80-90-х, повторяющие западную стилистику и при этом содержащие высококачественный стихотворный материал, заражали протестной, революционной романтикой лучше, чем речи опытных ораторов. И шла эта модная волна со «свободного и эффектного» Запада.
Простая и, в то же время, талантливая и яркая подача провокационного материала, нарушение традиционных табу и ограничений, вызов и заявление о собственных силах – это, пожалуй, отличительные черты не только рок-музыки, но и всего авангардного искусства. И пусть постмодерну свойственны и депрессивность, меланхолия, экзистенциальные переживания, но эти явления стали не менее «вирусными», чем призывы и протестные манифесты, сыграв свою роль в формировании социальных настроений интеллигенции, распространяя отчужденность и пассивность.
В нынешней России, где на высшем уровне было заявлено о следовании традиционным ценностям и консервативном курсе, ряд участников художественных сообществ, а также их кураторы и поклонники, формируют некую культурную оппозицию, можно даже сказать, контркультурный фронт, стремясь распространить и утвердить на территории самой большой страны мира передовые ценности западной постмодернистской культуры.
Пожалуй, все помнят изображающего четверть века назад собаку обнаженного художника Олега Кулика. По словам самого «мастера», он пришел к таким перформансам банально из-за отсутствия средств, зато позже стал чуть ли не законодателем мод[1]. Кулик и его последователи получали множество премий, комплиментов, да и денег. Искусство было насколько модным, настолько и малопонятным, зато щедро спонсировалось западными «меценатами». Сейчас же, глядя на ситуацию в современной России, можно выделить ряд направлений в современном искусстве, которые можно считать не только способами выражения художественных метафор, но и политически-ангажированными.
Театр
Одной из самых дискуссионных тем в отечественном театре стало искажение классики. Насколько постановщики могут вмешаться в изначальный текст и чем это чревато? Только несколько примеров наглядно характеризуют тенденцию: «Борис Годунов» Константина Богомолова в «Ленкоме», где сюжет переносится в современный Кремль с отчетливыми намеками не только на светскую власть, но и на патриарха, а спектакль сопровождается титрами «Народ – тупое быдло» на огромных мониторах над сценой[2]. Кроме того, Богомолов, по сути, уничтожает классическую модель русского театра, оказавшись ведущим режиссером МХТ. Теперь в театре Станиславского на сцене может появиться священник-гомосексуалист или полуобнаженная женщина.
Обратила на себя внимание и трактовка «Евгения Онегина» «прославившегося» с «Тангейзером» Тимофея Кулябина – там действие начинается с имитации полового акта на сцене, а постановка получила две премии «Золотая маска»[3]. Нельзя не выделить Кирилла Серебренникова, которому волей бывшего главы Департамента культуры Москвы достался реконструированный Театр им. Гоголя, а также многомиллионные бюджеты. Правда, видят зрители в этом пусть очень модном, но не переставшим от этого быть государственным, театре то матерные диалоги, то скабрезные сцены, а то и секс в гробах, как в спектакле «Пробуждение весны»[4].
Примечательно, что отдельных режиссеров, которые выступают проводниками нигилизма и попирания консервативных ценностей, активно поддерживают на Западе. Так, Кирилл Серебренников очень востребован в Риге и Праге, а ближайшим летом его труппа приглашена представлять Россию на Авиньонском фестивале[5] – одном из самых престижных в Европе.
Учитывая нынешнюю ситуацию в бюджетных театрах можно сказать, что назрел момент введения прямой зависимости финансирования от соблюдения ряда морально-этических правил и норм. Частично решить проблему могут художественные советы, но по ним в театральном сообществе мнения разделились.
Другим сегментом являются так называемые независимые театры, которые не финансируются напрямую государством, однако, достаточно часто получали гранты, как, к примеру, Театр.doc. В этих театрах проходят откровенно протестные спектакли, а также поднимаются темы поддержки оппонентов РФ (в Театре.doc в марте состоялась читка пьесы украинского автора о буднях АТО на Донбассе[6]). Также артисты .doc-а посещали Украину уже после начала боевых действий на Юго-востоке. Подобные театры активно поддерживаются как оппозицией, так и из-за рубежа. Например, «открытая Россия» Ходорковского, созданная при участии Киссинджера и Ротшильда, раскручивает спектакль Владимира Мирзоева «Трибунал» в театре «Кураж», повествующий о политических судебных процессах в России[7].
Обращает на себя внимание тот факт, что в апреле 2015 года в Сахаровском центре было объявлено о создании Московской ассоциации самостоятельных театров, в которую войдут малые и молодые коллективы.[8] Интерес к подобному проекту известной либеральной организации, давно получающей зарубежную поддержку, говорит о вероятном распространении подобий Театра.docкак минимум в столице.
Музыка
В музыкальной среде обратил на себя особое внимание Андрей Макаревич, ставший одним из главных сторонников нового киевского режима. Однако мало кто знает, что помимо прозападной пропаганды в России, он еще и отметился весной сего года в Белоруссии, где выступал с призывами возвращения к белорусской мове.[9] Язык, на котором говорит лишь 5% населения, чужд и полузабыт, однако, для разрушения общероссийского культурного кода и отвлечения от русской традиции, Западу просто необходимо повышать в массовом сознании роль национальных языков.
Гребенщиков и Макаревич – звезды прошлых поколений, а для молодежи «работают» свои искусно слепленные кумиры – Вася Обломов (Гончаров) и NoizeMC (Иван Алексеев). Эти рэп-исполнители регулярно выпускают композиции с глумлением над российским обществом и властью, традиционными ценностями, прославлением иностранных героев. Например, NoizeMCвыступает с композицией «Капитан Америка», в которой именно этого героя выставляет спасителем мира.[10]Сам Алексеев в 2014 году выступал на Украине, заявляя о ее поддержке, а на концерте в Москве на крупном фестивале в «Лужниках» на его выступлении фанаты зажгли дымовые шашки цветов украинского флага. Вася Обломов же, прославившийся совместной песней-обращением к Дмитрию Медведеву с Леонидом Парфеновым и Ксенией Собчак, поет о продажной и коррумпированной власти, а также издевается над русскими национальными ценностями, называя национальной идеей стремление все сломать и испортить.[11]
Эффективность использования звезд музыкальной сцены в реализации сценариев цветных революций продемонстрировал Майдан, где постоянно выступали передовые украинские артисты. Теперь многим из них запрещен въезд в Россию, но главным и самым весомым явлением музыкальной пропаганды стала группа «Ляпис Трубецкой», которая исполнила настоящий гимн Майдана «Воины света»[12]. Песню раскрутили на миллионы просмотров в интернете, ее текст выучили сотни тысяч человек, а сами музыканты непрерывно гастролировали по Украине. Какое-то время они выступали и в России, где гневно выражались об «имперских амбициях» и матерились на власть. Правда, в скором времени такие выступления попали под запрет, а солист коллектива Михалок создал группу «Brutto», с более радикальными и вызывающими песнями, изменив всю стилистику подачи на более брутальную. Примечательно, что в Белоруссии концерты коллектива, поддерживающего местных националистов (но при этом не ультраправых), давно запрещены, однако, график гастролей в бывших советских республиках и странах Восточной Европы очень напряженный: с новой программой «Партизан-рок» коллектив собирает аншлаги в десятке городов Украины, выступления намечены в Вильнюсе, Кишиневе, Варшаве. Обращает на себя внимание, что после обвинений в поддержке националистов были запрещены широко разрекламированные концерты в Берлине, Мюнхене и Праге.[13]
В последнее время песни группы стали переводиться на английский, на них снимаются очень дорогие и качественные клипы, а один из них стал призером «Berlinmusicvideoawards».[14]Коллектив выводится на международную сцену, чтобы стать своего рода «голосом свободы Восточной Европы».
Таким образом, «Brutto» стал проводником политических идей Майдана, собирая вокруг себя наиболее активную и радикальную молодежь. То, что популярность группы раскручивается не только на Украине, но и в России, Белоруссии и Молдавии, говорит о желании кураторов данного проекта распространить нужные взгляды среди активной молодежи на территориях данных стран с целью последующей протестной мобилизации.
Еще одним обсуждаемым музыкальным явлением протестного поля стала группа «PussyRiot», участницы которой после отсидки стали настоящими звездами международного формата. Ранее западные исполнители уровня Мадонны как будто по разнарядке выступали в поддержку россиянок,[15] танцевавших в храмах, теперь же Толоконникова и Алехина регулярно путешествуют по миру, выступают с политических трибун, ругая российскую власть и РПЦ. Вот только открылся один нюанс – поначалу их стали приглашать на западные рок и панк-фестивали, но выяснилось, что барышни не умеют петь и играть на инструментах, а их российские акции были просто актами эпатажа. Впрочем, весной 2015 года девушки снялись в популярнейшем американском сериале о политике «Карточный домик», где исполнили роль самих себя, задававших неудобные вопросы президенту России, приехавшему в США. Данная группа, в отличие от вышеуказанных, не имеет перспектив широкой популярности в России и оказалась скорее внешним продуктом – теми, кто за рубежом рассказывает негатив о РФ.
Изобразительное искусство
Примечательно, что одним из самых активных поклонников «PussyRiot» является галерист и политтехнолог Марат Гельман. Сам он, будучи одним из проводников постмодернистского искусства и организатором скандальных выставок, перебрался в Черногорию, где формирует некую колонию авторов, которых выдает за лицо современного российского искусства. Но есть и внутри России художники, активно выражающие гражданские протесты и поддерживающие западную критику РФ. В качестве примера можно привести Лусинэ Джанян, котораядолгое время преподавала в Краснодарском институте культуры, а также поддерживала протестное движение. Из университета художницу уволили, а она с удовольствием ездит по Европе (зимой была Скандинавия) и выставляет собственные работы. Среди них, к примеру, есть макет оппозиционного митинга, где маленькие фигурки держат транспаранты с антипутинскими лозунгами.[16]
За счет зарубежных выставок подобных художников (впрочем, их не очень много) на Западе стремятся показать, что современное искусство в России полностью протестное и оппозиционное.
Кино
Данная сфера давно и масштабно освоена Голливудом. Не зря президент США Обама говорил на встрече с сотрудниками студии Dreamworks, что американская индустрия развлечений является проводником американских ценностей в мире. Собственно, на «фабрике грез» лежит гигантская идеологическая ноша, которую звезды мирового экрана безропотно тащат уже не первый десяток лет. В этом плане интересно, как киноиндустрия реагирует на мировую политику. Если до развала СССР выходили фильмы с «плохими русскими», которых надо срочно остановить, то в 90-е, когда Россия усилиями Запада ослабла и была пленена массовой зарубежной культурой и жизненными моделями, выходили картины наподобие «Красной жары».
В настоящее время очевиден западный запрос на демонстрацию в кино депрессивной, сильнопьющей и унылой России. Отчасти этому соответствовал «Левиафан» Звягинцева, который получил более десяти первых призов международных фестивалей во главе с «Золотым глобусом».
Показательна ситуация с кино на Украине. Зная, насколько киногерои пленяют воображение и склоняют на свою сторону, киевские чиновники поспешили запретить множество российских фильмов, зато местные – на тему Майдана и сопротивления России, – выходят весьма быстро и при этом качественно. Учитывая плачевную финансовую ситуацию украинского Госкино, нетрудно догадаться, откуда же идет поддержка кинематографистов. Некоторые майдановские фильмы удается показать в России. Например, 1 мая в Сахаровском центре в рамках фестиваля протестного искусства «Муза непокорных», показывали фильм «За ширмой войны», рассказывающей о донецкой семье, бежавшей от ополченцев и выбравшей сторону АТО.[17] Фильм этот, как и ряд других ему подобных, номинирован на международном фестивале. В данном случае – на фестиваль «GoEast» в Германии.
Получают зарубежную поддержку и проходящие в России кинофестивали. Пример – «Сталкер», проходящий в Доме журналистов. Одним из основных и постоянных его партнеров выступают посольства Нидерландов, Канады, фонд Макартуров и прочие[18]. Фильмы же, демонстрируемые на фестивале, зачастую носят оппозиционных характер, демонстрируют негативные черты жизни России.
Отрадно, что некоторые попытки западных идеологов с помощью масштабных киноработ разрушить национальные архетипы и представить свои вариации отечественной истории встречают препятствия в России. Так случилось с запретом на прокат картины «Ребенок 44», выход которой на широкий экран планировался накануне 70-летия Победы.
В целом, можно сказать, что зарубежную поддержку получают те культурные проекты и начинания, которые направлены на разрушение национальных архетипов и духовных основ, подменяя их постмодернистскими веяниями.
В заключении можно вспомнить лекцию режиссера А. Кончаловского о современном искусстве и его обращение к Солженицыну:
«По мнению Солженицына, именно безоглядное стремление к освобождению от всяких уз, в том числе и религиозных, кроется коренная, органическая причина совершающегося падения европейской культуры – в том, что из-за безбожия культура выдохлась».[19]
Следует последовательно и регулярно заниматься вопросами современного искусства, рассматривая его как стратегию влияния и морально-эстетической экспансии в отношении России.
Если футбольных фанатов расценивают как эффективную и организованную уличную силу, авангард беспорядков, то работа в сегменте современного искусства направлена скорее на интеллигенцию, на тех, кто не просто говорит, а к кому прислушивается общество, то есть, на формирование интеллектуального авангарда, сообщества морального оправдания революционных и в конечном счете деструктивных как в отношении личности, так и в отношении государства идей. Соответственно, внимание к распространению моделей и идеалов постмодернистского современного искусства и его культурных императивов должно быть максимальным, а реакция, как в поле общественно-политического дискурса, так и в юридическом поле, должна быть максимально оперативной и эффективной.
В данном вопросе для государства и его патриотов важно не только предотвращение и пресечение своего рода культурных атак, но и предоставление массовому потребителю альтернативного художественного продукта, преимущества которого будут понятны большинству.
[1]http://lenta.ru/articles/2014/11/24/kulik/
[2]http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2014/09/12/publika-v-roli-naroda
[3]http://www.lgz.ru/article/-14-6504-8-04-2015/onegin-v-trusakh-eto-kreativno/
[4]http://users.livejournal.com/_arlekin_/2736554.html
[5]https://www.teatrall.ru/post/1860-avinon-uvidit-idiotov-serebrennikova/#!
[6]http://kiev.vgorode.ua/event/teatry/706777-ato-yntervui-voennoho-psykholoha
[7]https://www.teatrall.ru/post/1935-satiriku-ne-nado-vyidumyivat-pishi-s-naturyi/#!
[8]http://www.ng.ru/culture/2015-04-17/100_mast.html
[9]http://www.nv-online.info/by/562/culture/99930/Андрей-Макаревич-белорусскую-мову-надо-возродить-на-ней-говорила-моя-бабушка.htm
[10]http://www.gl5.ru/noize-mc-kapitan-amerika.html
[11]http://goodsongs.com.ua/song144699_vasya-oblomov_nacionalnaya-ideya.html
[12]http://www.youtube.com/watch?v=D8HqRH5cHPo
[13]http://www.belaruspartisan.org/politic/297673/
[14]https://twitter.com/brutto_band
[15]http://hollywoodpresents.ru/madonna-predstavila-gruppu-pussy-riot-na-koncerte/
[16]http://djanyan.com/project/view/5/24/9
[17]http://www.0629.com.ua/news/811596
[18]http://typical-moscow.ru/stalker-dvadcatiletie-kinofestivalya-otmechali-6-dnej/
[19]http://viperson.ru/wind.php?ID=210157
0 комментариев для “Современное искусство как инструмент разрушения национальных архетипов”