О чём говорит нам экономика Византии. Государство, опередившее время

Rep. Bob Goodlatte’s 43-Day Assault On The Patent Troll

О чём говорит нам экономика Византии.  Государство, опередившее время

Экономика Византийской империи, Второго Рима, была одной из самых успешных в Истории. Она позволила государству, окруженному сильными врагами, простоять почти 1000 лет. В чем была мощь византийского хозяйства?

Византийская империя просуществовала более тысячи лет (395-1453 годы) Она переживала взлёты и падения, а периоды бурного роста и военной экспансии сменялись временами кризисов и внутренних неурядиц. Внешнее давление также ощущалось всегда, но Византия научилась выживать в кольце соперников и врагов.

Будучи глубоко консервативным обществом, ромейская держава во многом опережала свою эпоху, являясь не просто феодальным образованием средневековья, а высокоцентрализованным государством с мощной управленческой системой. Государство стремилось непосредственно руководить экономикой страны. Постараемся раскрыть особенности экономической политики Константинополя и посмотреть, что из византийского опыта может быть интересно для нас.

В экономике Империи высока была роль государства.

Его воздействие на хозяйственное развитие было определяющим до конца XIII века: частная торговля, крупные землевладельцы и иностранцы двигались в фарватере единой централизованной политики. Период VII – XIII вв. был расцветом «командно-административной» экономики Византии. Это проявлялось в следующих государственных мерах:

 

Государственная валютная монополия

Только несколько государственных монетных дворов имели право чеканить номисму (основную государственную монету) – солид (после окончательного перехода на греческий язык – гиперпирон). Это была золотая монета весом в 4,5 г. и диаметром в 22 мм. Также были в хождении мелкие серебряные и бронзовые монеты разных достоинств (кратностью в 12, 24 и даже 288 от стандартной). Такая развитая валютная система повергала крестоносцев в шок: в Европе основные расчёты велись бартером и парой видов серебряных монет.

Ключевым преимуществом являлась стабильность данной денежной системы. По-видимому, в Византии чётко усвоили урок первой Римской империи, в которой порча монеты из-за политической нестабильности вызвала жесточайшее обесценивание. Конечно, и в Византии императоры иногда снижали золотое содержание номисмы, и случалась инфляция. Но императорам Михаилу II и Феофилу (начало IX в.) удалось стабилизировать курс гиперпирона до конца XII в., причём по тому же стандарту, что существовал в V-VI вв.

Стабильность поддерживалась и госконтролем за добычей драгоценных металлов, и запретом на хождение иностранной валюты в пределах империи. Фальшивомонетчиков наказывали. Впрочем, подделать эти монеты было очень сложно: из-за дефицита материала и из-за сложности изготовления. Византийская монета ещё длительное время использовалась в качестве образца и стандарта, как в Европе, так и на арабском Ближнем Востоке. Об уважении к номисме и её широком мировом обращении свидетельствуют найденные экземпляры на далёкой Шри-Ланке.

 

Государственный контроль внешней торговли

Осуществлялся он тремя применяемыми и сегодня мерами: запретом на вывоз и ввоз ряда товаров, регулирование участия иностранных купцов в торговле, государственные квоты и пошлины. Так, к категории запрещённых к вывозу («киколимена») относились зерновые, вино, оливковое масло, рыбный соус, драгоценные металлы, оружейное железо и вооружения, а также самые дорогие виды шёлка (используемые императорским двором и Церковью) и все компоненты шёлкового производства вообще. Ввоз данных групп товаров допускался по административному разрешению и в количествах, которые не смогут повлиять на уровень цен. При этом внутри границ товары и монета циркулировали свободно, тем самым, Византия поддерживала свой рынок и отечественных производителей.

Стоит отметить, что это не была монополия советского образца: внешней торговлей занимались преимущественно частные лица, извлекая прибыль, да и абсолютно все порты империи было трудно контролировать. Но для того времени уровень госконтроля был впечатляющим.

 

Поддержка армии и флота

Византийская империя практически не знала мирных лет жизни: враги теснили в прямом смысле со всех сторон света. С севера наступали сначала гунны, готы и авары, затем печенеги и болгары и наши предки — русичи. На востоке – персы, затем арабы, после них – турки. Ну а с запада били вроде бы братья-христиане франки, норманны, венецианцы вместе с римским папой. В критической ситуации борьбы с персами в VII веке император Ираклий разделил Империю на несколько военных округов, на которых действовала одновременно гражданская и военная администрация, а значительная доля трудового населения (ремесленников и крестьян) стала военно-обязанной.

Положение служилого сословия улучшалось с укреплением империи в IX – XI веках, серьёзнее всего при императорах – военачальниках Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхие. Императоры стремились сделать воинов обеспеченными представителями среднего класса. В интересах армии и флота трудились многие верфи и обработчики железа. Иными словами, в Византии существовал свой ВПК, или правильнее сказать, военно – аграрно – ремесленный комплекс.

 

Государство как активный экономический субъект

Как в промышленно-ремесленной сфере и торговле, так и в сельском хозяйстве доминировало государство. Оно было основным собственником и эксплуататором земель. Также в сельском хозяйстве выращивание лошадей в силу объективных экономических и стратегических причин было прерогативой «госпредприятий».

В промышленности имперская власть имела крупные мастерские по производству шёлка, стекла, посуды и, конечно, вооружений. В них работали наиболее квалифицированные ремесленники. В торговле основной задачей государства было поддержание уровня жизни населения. Существовали особые пекарни и бакалейные лавки, где можно было приобретать продукты по «социальным» ценам. Такая торговля называлась «аннона», в городах на неё приходилось от 5 до 20% общего оборота, а цены в них могли быть устойчиво низкими столетиями.

Государство проявляло себя и как крупный заказчик и потребитель. Заключались крупные госконтракты для нужд городского строительства, армии, флота, бюрократического аппарата (здесь, как и в современном мире, случались злоупотребления – например, знаменитый поход Велизария против вандалов чуть не закончился провалом из-за выданной провизии низкого качества). Зарплаты чиновники получали как натурой (дорогими тканями и посудой из государственных мастерских), так и наличными. В совокупности с военнослужащими обширный корпус «бюджетников» способствовал росту производства и активной циркуляции денег в экономике.

 

Поддержание социальной справедливости

Императоры Македонской династии в IX – XI вв. уделяли большое внимание развитию свободного фермерства. Размер земельного налога был стабильно ниже размера ренты, поэтому приобрести землю и стать фермером было выгоднее, чем остваться батраком – «париком» или подаваться в столицу, чтобы войти в число пролетариев – «мистиев». По истечении 30 лет государство передавало в собственность землю парикам. Однако случались и неурожайные годы, в ходе которых крестьяне вынуждены были продавать свои наделы нарождавшимся феодалам – «динатам» и монастырям. Рескрипты императоров Романа I Лакапина и Василия II Болгаробойцы свидетельствуют об активной борьбе центрального правительства с усилением динатов. Первый император создал барьеры для покупки земли крупными и неместными владельцами, которые было трудно преодолевать юридически. Второй же вообще объявил, что любая собственность, полученная незаконно хоть со времен Октавиана Августа, должна будет перейти законным владельцам или государству.

Константинопольские правители тщательно следили за соблюдением честности в торговых операциях. Во-первых, запрещалась монополизация и интеграция нескольких видов ремесла или торговли в руках одного и того же владельца (это касалось крупной и средней коммерции, «индивидуальный предприниматель», гончар или булочник, мог сам сбывать свой товар на рынке). Во-вторых, коммерсантам долгое время нельзя было приобретать статус юридического лица. В отличие от современных корпораций, ЧП, ООО купцы несли личную правовую ответственность, а, значит, с трудом её избегали. В-третьих, должны были действовать только справедливые цены и заработные платы. Как тогда понимали это? Из свода законов «Базилики» (X в.) и сборника судебных прецедентов «Пира» (XI в.) следует, что справедливой считалась цена ± 50% от её себестоимости, либо от исторической цены товара, а справедливая зарплата — та, которая позволяет купить прожиточный минимум, за достижения допускались премии или пожалования. При этом ещё законы Юстиниана строго указывали, что прибыль выше 10% уже чрезмерная.

Отметим, что в Византии, по крайней мере, в Константинополе с торговцев взимался прообраз современных НДС или налога с продаж – «коммеркион» в размере 10% от базовой стоимости товара (оплачивался ежедневно при въезде на центральный рынок). Из этого можно сделать вывод, что ромеи одинаково наказывали и торговую наценку выше 20-25%, и, например, всё ту же скупку феодалами земли по заниженным ценам в неурожайные годы. За соблюдением правил следили местные чиновники и отраслевые гильдии, они же совместно определяли уровни справедливых цен и зарплат. В остальном же действовали рыночные механизмы, купцы и ремесленники конкурировали между собой и внутри гильдий. Так рождался здоровый симбиоз государства, рынка и кооперации.

Также была возведена в ранг государственной обязанности императора благотворительность, хотя и знатные вельможи и коммерсанты считали за честь делать щедрые дары монастырям, строить церкви, снаряжать миссионерские экспедиции, открывать больницы и дома престарелых. Проблеме бедности особое внимание уделял император Лев VI Мудрый, призывая в своих указах искоренять безработицу в городах и подавать неимущим. Современные исследования Византии отдают должное такой политике василевсов. Японский византолог Ясухиро Оцуки (Yasuhiro Ohtzuki) рассматривает колоссальное значение государственной и частной благотворительности в развитии экономики, японский же экономист Куичи Таденума (Kouichi Tadenuma) полагает, что Византия была первым в истории социальным государством.

 

Православная этика ведения хозяйства

Основатель Константинополя, Константин Великий был первым православным императором Рима. В его заслуги вошло и возведение христианства в статус государственной религии. Постепенно Церковь выстроила официальную «идеологию» Византии. В отношении к хозяйственной жизни это должно было проявляться в строгом следовании Закону Божьему и ряду заповедей. Например, предостережению Христа «не можете служить Богу и мамоне» — иными словами, следует радеть о спасении души в первую очередь, и уже после этого – о пропитании, хозяйстве, коммерции, власти и т.д. Не забывали и о том, что из-за греха Адама и Евы людям приходится трудиться в поте лица своего для хлеба своего насущного. Любой труд, не только крестьянский, но и ремесленный или научный, вполне уважался. Но каждый член общества обязан был посильно и добровольно трудиться.

С духовной точки зрения осуждалось чрезмерное богатство, а также праздность, получение нетрудовых доходов, в особенности, ростовщичество. Напротив, поощрялась забота о неимущих, свободный крестьянский труд. Конечно, росла и непосредственно хозяйственная роль церквей и монастырей.

Влияние Православия на практическую экономическую деятельность было глубоким. К.В. Хвостова отмечает, что само слово «ойкономия» обрело духовный смысл, сходный с тем, который в него вкладывал Аристотель – а именно правильное, богоугодное ведение частного и государственного хозяйства. Кстати, то, что оправдала европейская политическая экономия – капитализм – у Аристотеля называлось хрематистикой (т.е. обогащение как самоцель). Поистине, практически говорящее название!

 

Также в официальных актах и церковных документах часто использовали термины, имеющие каноническое значение. Определяющее влияние первозданного аполстольского христианства на всю хозяйственную жизнь империи признаётся в современных исследованиях. Византолог Ангелики Лаиу (Angeliki Laiou) констатирует, что православное мышление доминировало в государственной политике и экономике, по меньшей мере, до конца XII столетия.

 

Экономика, основанная на знаниях

Византия стремилась сохранить и преумножить тысячелетние научные достижения греческих государств и Рима. На фоне Европы, на долгое время погрузившейся в тёмные века Ромейская держава представляла собой твердыню цивилизации и оплот науки. Выяснить всю палитру технологических достижений византийцев ещё предстоит археологам и историкам. Но с уверенностью можно говорить о таких преимуществах как система водопроводов, водяные и ветреные мельницы, изготовление стекла, зеркал и цветной мозаики, прото – индустриальные методы в изготовлении тканей и гончарных изделий, уникальные техники создания шёлка, сложный музыкальный инструмент – орган, который значительно позже распространился на Западе. Не следует забывать и о «ноу-хау» в военном деле – греческом огне, неповторимой смеси нефти, смол и масел, которая сжигала вражеские суда, долгое время, давая преимущество относительно слабому военно-морскому флоту империи. Точный состав смеси неизвестен и поныне, поскольку «патент» являлся государственной тайной.

В фундаментальной науке также удавалось развивать достижения Античности. Учёный Лев Математик должен бы быть известен всем школьникам, ведь именно он упростил алгебру до современного вида с её системой букв и символов. Математика имела очень большое значение для экономики: до наших дней дошли отдельные образцы бухгалтерских документов крайне высокого качества. Целый ряд византийских мыслителей высказывали мысли, созвучные с будущими политэкономическими течениями меркантилистов, физиократов и даже социалистов. Очень современно звучат труды Льва VI, Григория Гемиста Плифона, Григория Паламы, Николая Кавасилы, Алексея Макремволита. В них обосновывается польза государственного регулирования экономики, перераспределения богатства для достижения процветания в обществе, преступность ростовщичества и нетрудовых доходов.

Также византийские астрономы прекрасно знали о том, что Земля шарообразна, а широкие торговые связи позволяли создавать качественные карты известного мира. Больших успехов достигла Византия и в медицине. Известно, что здесь умели проводить хирургические операции, изготовлять лекарства и имели представление об иммунитете человека. Средний возраст населения Византии был длительное время значительно выше европейского.

Атмосфера знания и учёности поддерживалась в Византии системой школьного и университетского образования. За обучение приходилось платить, но пойти в местную школу могли и дети рядового крестьянина. О распространении грамотности указывает, например, указ Василия I от 867 г., предписывающий писать фискальные документы крупными печатными буквами, чтобы они были понятны сельским жителям. Точный уровень образованности в империи неизвестен, так как никто не вёл такой статистики, но примерные оценки сходятся на уровне от 15 до 30 % населения — очень высокий показатель по тем временам.

Была ли эта экономика успешной? Об этом суверенностью можно судить по количественным оценкам. Это была диверсифицированная экономика, где 25 % ВНП (40% в монетарном выражении) давала торговля и ремесло. Исследование Всемирного Банка констатирует, что ВВП на душу населения в Византии в IX – XIII вв. колебался между 1000 и 1300 долл. (в ценах 1990 г.). В этот же период в Западной Европе этот показатель едва доходил до 450 долл., то же наблюдалось и в Индии, а на арабском Ближнем Востоке и в Китае: 600 – 650 долл.

Качественные оценки также говорят в её пользу: стабильность цен, зарплат и налогов, активная циркуляция денег и товаров внутри единого национального рынка, развитая система учёта и управления в государственном и частном секторе, единая монетарная система и безопасные пути сообщения, которые снижали торговые издержки. Очевидно, что Византия была сильнейшей экономикой своей эпохи.

Более того, Византийская империя значительно опередила своё время по многим политическим и социально-экономическим параметрам, явив собой уникальную и неповторимую державу. Эти объективные достижения не были бы достигнуты без опоры на православие, централизованное государственное управление и принцип социальной справедливости.




12 комментариев для “О чём говорит нам экономика Византии. Государство, опередившее время

  1. Сколько долбославов-язычников развелось))))

  2. Ещё раз повторяю, в фильме даются целеуказания на исторические документы из которых видно, где произошла подмена понятий, что на самом деле написано в документе. Не хотите разбираться? Уговаривать Вас не имею никакого желания. Читайте побольше псевдоучёных книг псевдоучёными написанных. До свидания.

  3. Vi znaete, i takimi somnitelnimi filmami i knigami ne uvlekaus. I staraus chitat nauchnie knigi, napisannie uchenimi-lingvistami ili istorikami. Vam toze ot vsei dushi sovetuu ne uvlekatsa etim malogramotnim bredom, a chitat proverennuiu nauchnuiu literaturu. Da hota bi uchebnik po istorii, tam uz dumau, ne budet takoi otsebatini, ka v etom filme. I dumau, vse eto "rodnoverie" na territorii Rosii- splanirovannaia ataka amerikanskih specsluzb, kotorie prekrasno ponimaut, chto sila Rosii- v pravoslavii i hristianstve, a iazichestvo- eto gibel Rossii.

  4. Прошу Вас ознакомиться с этим материалом: "Православие. Мировосприятие 3" https://www.youtube.com/watch?v=jswX13qtuMk Все изложенные в фильме факты я нашёл в документальных подтверждениях. Они все есть в моём компьютере. Если хотите разобраться, поищите и Вы. Тем ценнее будут для Вас открытия, которые сделаете.

  5. Vi, kstati, pravi. I chitala material na Russkli Narodnoi Linii (ruskline.ru), gde ssilalis na etot zakon. Deitsvitelno, on priznaet iskluchitelnuiu rol za pravoslaviem v istorii Rossii i protivopostavlaet pravoslavie i hristianstvo. No chto eto za idea proverat pravilnost istoricheskih svedeni zakonami? V poslednee vrema prinimaetsa ochen mnogo horoshih zakonov, no prinimautsa inogda i vrednie i negramotnie zakoni, po kotoromu nichego ne proverish.

  6. V to vrema, kogda zil Konstantin Velikiy, ne bilo razdeleni v hristianstve, vse bili prosto hristianami (ili v nineshnih terminah "pravoslavnimi"). V 1054 godu proizoshlo pervoe razdelenie: otdelilis katoliki. V 16 veke ot katolikov otdelilis protestanti. V nashe vrema, konechno, est raznica mezdu ponatiami "hristianstvo" i "pravoslavie", no v 4 veke ego ne bilo, poetomu Konstantin Velikiy bil odnovremenno pervim hristianskim i pravoslavnim imperatorom. Chto tut neponatnogo i kak etot vopros mozet regulirovat zakon Rossii 21-go veka.

  7. Ну и каша же в Вашей голове... Ещё раз говорю Вам прочтите для начала Закон РФ о "Свободе совести и религиозных объединениях", ссылку я дал в самом первом посте. Там Вы, к своему удивлению, обнаружите, что Православие и христианство суть разные вещи. Вижу Вы ленитесь это сделать, ну что же, помогу: Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Вот так-то. Чёрным по белому написано...

  8. Slushaite, vash otrivok neizvestno otkuda (vidimo, iz iazicheskoi Velesovoi knigi) nikakogo otnoishenia k pravoslaviu i k hristianstvu ne imeet. Eto chisteisheiie yazichestvo, k kotoromu i Konstantin Velikiy nakakogo otnoshenia ne imeet. I beglo probezalas po tekstu, on ze ves osnovan na strashnoi negramotnosti. Pochemu eto "medved" eto "ne veduuuchi meda", eto ze bred, vam luboi lingvist skazet. Zachem vi vikladivaete eti iazicheskie teksti na pravoslavnom saite? Vi chto deistvitelno dumaete, chto nash pravoslavni narod veril v rimskuiu boginu domashnego ochaga Vestu? Daleko bi mi togda doshli v svoem razvitii! V etom brede mena bolshe vsego vozmucheta polneishee vezkulturie i otsutsvie minimalnoi gramotnosti i znani istorii.

  9. Прочтите вот это, а затем откройте Новый Завет и на контрасте прочтите то, что в нём написано. И уверяю Вас, Вы сразу поймёте две большие разницы между Православием и христианством. Сегодня ДЕНЬ БОГИНИ ВЕСТЫ Яко во Старь, 22 дня, месяца Дайлетъ (Месяц Пробуждения Природы) в День Весеннего Равноденствия Православные люди соберутся Родами во Капищах и во Святилищах, а тако же во Древних Урочищах, встречать-величать, да славить младшую сестрицу Богини Марены Светлую Богиню Весту, несущую в Земли Свята Расы Весну Ярую, да Вести добрые. В Ее честь устраивается всенародное гуляние, обязательно пекут блины, как символ Ярилы-Солнца; куличи, баранки и бублики с маком, как символ пробуждающейся после зимнего сна земли; пряники в виде жаворонков и печенье со свастичной символикой. Богиня Веста – Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов Её также называют Покровительницей Обновляющегося Мира, доброй Богиней Весны, которая управляет приходом на землю Свята Расы – Весны, и пробуждением Природы Мидгард-Земли. Кроме того, Богиня Веста символизировала не только обретение Древней Мудрости Вышних Богов Родами Славян и Ариев, но и получение приятных, добрых вестей в каждом Роду Великой Расы. В сей день каждый представитель своего славного Рода получит важное известие от Предков, а такоже Мудрое наставление от Богов Родных в соответствии со своим Духовным Развитием. А обрести сию Весть можно лишь чрез Чистую Совесть, то есть непосредственную связь со своим Родом чрез земных Богов и до Небесных. Тако и речём на Праздниках наших, славя Род свой и Род Небесный: Отцам и Матерям наша – Слава! Слава Богам и Предкам наша! В День Богини Весты во Родах Свята Расы принято поздравлять и баловать подарками женщин, девушек, это поистине Славянский Женский День. И негоже идти на поводу у служителей тёмных культов, навязавших так называемое 8 марта, в честь кровавой резни устроенной библейской иудейкой. Для наших жён есть свои Праздники и этот День один из них, ведь все красавицы наши – Белые девушки – все Богини. Слава Светлым Богиням наша! А на второй день после дня Весеннего равноденствия провожают в свои Ледяные Чертоги Богиню Марену и прощаются с лютой Зимушкой, укрывавшей леса и поля белым снежным покрывалом, происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. В честь проводов Богини Марены на Север отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название – Проводы Русской Зимы). Богиня Марена (Мара – мать РА, т.е. мать сияния, а зимой снег очень слепит на солнце) – Великая Богиня Зимы, покоя, ночи, природного Сна и Вечной Жизни. Марена Свароговна, одна из трех нареченных сестёр Многомудрого Бога Перуна. Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно.Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави. Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. A когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави. В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая снежную Зиму, а не Богиню Марену, как многие думают. После ритуала сжигания соломенной куклы горсть пепла развеивали над полем, садом или огородом, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки: «Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла, на Красногор новую жизнь принесла, огонь запалила и зимние снега растопила, всю землю живой силой напоила и от сна Марены разбудила. Будет Мать Сыра Земля полям нашим Жизньродящую Силу давать, будет отборное зерно в полях наших прорастать, чтобы всем Родам нашим – хороший урожай дать». Можно сказать, что эти два Праздника одно единое действо гармонично переходящее из одного в другое, когда мы сначала встречаем Богиню Весту, а затем устраиваем проводы в честь Богини Марены. Именно в этот период Светлые Сестрицы сходятся вместе – Равноденствие, и уже по уходу Старшей день становится длиннее ночи. Каждый Праздник для Белого человека наполнен Духовностью и проводить его должно в соответствии с Родовыми Поконами. А та самая «масленица», навязанная народу пустынными жрецами всего лишь три века назад, отмечаемая за семь дней до их «великого поста перед пасхой (пейсахом)», очередная тёмная реформа Наследия Предков. Да и какая может быть встреча Весны в феврале?! Видя, что славяне по прежнему почитают Праздники своих Великих Предков – они, вкупе с жестокими расправами и запретами переделали наш Светлый Праздник, подменив его, привязав к лунному календарю. Надеясь тем самым стереть память у Народа, заменив Родное на чуждое, сдобрив россказнями о необразованных язычниках, алкоголем и ритуалом сожжения куклы Марены. Так как Славянский Праздник встречи Весны и Проводов Зимы попадал на иудо-христианский «великий пост перед пейсахом», когда праздники и веселья инородной церковью строго запрещены, сворованный ими праздник был по времени «сдвинут» ~ на месяц (или более) согласно их культа – на февраль. Вот в лютом и морозном феврале по их мнению и начинается Весна! Но вернёмся к Родным Традициям. По тому, как сгорает Чучело Зимы, гадают, каким будет грядущая Весна. Например: если Кукла-Зима горит долго, стало быть, то пробуждение Природы и потепление будет не скорым, и наоборот. А поскольку Масленица – это прощание с прошлым, с отжившим, то в это время люди избавляются от всякой рухляди и ветхого тряпья, а в их лице – от старых бед и не приятных переживаний. А также собирают пепел с костра и развеивают над землей в огородах и садах, дабы наполнилась почва Ярой силой и принесла богатый урожай. Завтра КРАСНОГОР, МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА) 3 Дайлетъ, Лето 7523 от С.М.З.Х. Второй день Весеннего Равноденствия. В этот день празднуются проводы Богини Зимы Марены в её Ледяные Чертоги, находящиеся на Севере. В этот день зажигается огромное огневище (костёр), в которое каждый присутствующий на празднике кладёт маленькую куколку, сделанную из соломы, на которую наговариваются пожелания счастья, радости, хорошего урожая и т.д. Вместе с куклой в огонь кладутся блины и зёрна (просо, овёс для произрастания обильной пищи для домашней скотины), чтобы Боги даровали обильный урожай. Проводятся народные гуляния и прыжки через отдельное (не жертвенное) огневище, чтобы очистить свою Душу и телеса. Водятся хороводы, игрища и т.д. В эти два дня Весеннего равноденствия запрещалось употребление алкоголя, кроме, как мужам прожившим не менее трёх кругов Лет (круг – это 16 лет; 3х16=48 лет) и имеющих полный Родовой Круг (т.е. имеющих не менее 16 детей) Им разрешалось выпить по две меры (мера – около 25 грамм) сурицы. Богиня Марена (Мара – мать РА, т.е. мать сияния, а зимой снег очень слепит на солнце) – Великая Богиня Зимы, покоя, ночи, природного Сна и Вечной Жизни. Славяно-Арии не празднуют т.н. хрысянскую «масленицу» (какая может быть встреча Весны зимой… в феврале(!!!)…), которую христиане навязали нам всего лишь три века назад, видя что славяне по прежнему почитают Праздники своих Великих Предков – они, как всегда – украли и переделали наш славянский праздник на свой иудейский лад, привязав его к лунному календарю – за семь дней до ихнего иудо-христианского «великого поста перед пасхой». Так как славянская Масленица-Комоедица встречи Весны попадала на христианский «великий пост перед пасхой», когда праздники и веселья иудо-христианской церковью строго запрещены, наш сворованный ими праздник был по времени «сдвинут» ~ на месяц (или более) ближе к началу ихнего «года» – на февраль. Вот в лютом и морозном феврале по христиански и начинается Весна… Христианский лунный календарь не есть наше Наследие Предков, ни есть наша славяно-арийская Традиция, потому как Наши славяно-арийские Праздники ориентированы на Яр-Солнце, на Солнечный цикл, а посему настоящая (древняя) славяно-арийская Масленица приходит после того, когда день становится равен ночи, т.е. после весеннего Равноденствия. В это время – славяне, провожая Зиму встречают Весну. Праздники Красногор и Масленица — это время, когда пробуждается Природа, приходит Весна и вновь рождённое Солнышко – дитя Коляды (Зимнее Солнцестояние), пройдя через Зиму, крепнет и становится юношей Ярилой-Солнцем (Весеннее Равноденствие). Посему, некоторые славяно-арийские Рода считают праздник Весны – Красногор Новолетием, когда наступает новое Лето («год»). 23 Дайлетъ 7523 Лета С.М.З.Х. – свет Солнца начнёт одолевать зимнюю Тьму, День станет длиннее Ночи. С пробуждением из Берлоги лесного хозяина, Мёд Ведающего – Медведя (по другому – Ком, Бер), пробуждается от Зимы всё живое. Весеннее Равноденствие в славянской народной Традиции является Великим Праздником Масленицы. Среди Великих славянских Праздников, Масленица – первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового Действа. Название этого Праздника является одним из имён Богини Лели. Подстать своему игривому имени, Леля является одной из самых многоликих Богинь, представая пред людским родом – то в облике весёлой, радующейся любви девочки (аналоге Амура), то ликом бледным – нежной девушки, а на весеннее Равноденствие – в пышном теле с румяными щеками (Масленицы). Сама же Масленица, как гласит Сакральная Традиция – сорока бабушек внучка, тридцати братьев сестра, трёх матерей и одного отца дочка. Ещё – по древнему преданию (по всей видимости, времён окончания ледникового периода) Масленица с обликом хрупким ухаживала за владеньями своего Отца (Мороза), до тех пор, пока Её не заметили люди – попросившие помочь им согреться, скоротать суровые будни и развеять зимнюю печаль. С наступлением весеннего равноденствия Леля нарядилась Масленицей, явилась к людям и устроила честной Пир на весь Мир. Главным яством Великого Праздника Масленицы является блин – в славянской ПравоСлавной традиции символизирующий Солнце. Именно на Масленицу с глубокой древности принято нести «Первый блин – Комам» (Комы – духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев). И это отнюдь не суеверие (где роль Комов выполняют мифические птицы), а весьма практичный ритуал подношения корма прилетающим (вместе с Масленицей) птицам. По другому преданию – комы – это медведи, проснувшиеся и вылезшие из своей Берлоги после зимней спячки. Ведь комы – символ Руси, в комах и обитают духи Руси. Касаемо современного взгляда на «первый блин комом» (как бы неудавшийся) – можно отметить только неумение готовить блины, ибо у хороших хозяев первый блин – самый пышный и сочный – ведь это переиначенная христианами славянская поговорка: «Первый блин – Комам». (т.е. – несут комам-медведям). Масленица наравне с Колядой, Купалой и Таусенем – одно из главных событий в Природе. Масленица – это праздник весеннего Равноденствия, когда слабеющие холод с Ночью уравновесились в силе с крепнущими Днём, теплотой и светом. Масленица – праздник воскрешения (от слова «крес» – огонь) Земли. Огонь Дажьбога, набравшийся в Сварге за долгую Зиму сил, покидает Небеса и приходит к просыпающейся Земле, согревает ее Душу, вселяет в нее молодую Весеннюю надежду – Лелю. По другой славянской Традиции некоторых Родов – Обрядовой стравой (едой) на Масленицу являются, комы - это обрядовые хлебцы, которые пекли женщины (от этого, кстати, заключительный день масленичной недели и называется «Комоедица»), сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. В замес добавляли орехи и сушеные ягоды, и когда комы от жара в печи росли, они были подобны Вселенной, в которой звезды удаляются друг от друга, как ягоды и орехи расходятся в стороны в пекущемся тесте. Ну и конечно Главное – блины, которые были знаком крепнущего Яр-Солнца. Блины – круглые и горячие, растапливающие куски масла, как Солнце весной топит снег в воду. Масленица насыщена сакральным смыслом и обрядовой символикой, и, пожалуй, именно она по праву может считаться переломом, началом годового цикла жизни Природы. С Праздником Славяне!!!

  10. I imela v vidu: Poetomu ves "hristianskiy" mir do tragicheskogo otpadenia Zapada iavlaetsa pravoslavnim

  11. Chto za bred vi nesete? Pravoslavnaia Cerkov govorit ne orazdelenii Cerkvei v 1054 na Katolicheskuiu i Pravoslavnuiu, a ob otpadenii Zapada (Katolikov) ot Pravoslavia (ili prosto pravilno ponimaemogo Hristianstva ili prosto Hristianstva). Poetomu ves pravoslavni mir do tragicheskogo otpadenia Zapada iavlaetsa pravoslavnim (hota, konechno, nado bit ostoroznim, poskolku otpadenie sovershailos ne odnomomentno, a vekami, i eres v verovaniah katolikov toze nakaplivalas dolgo). I uz tem bolee pravoslavnim bil Konstantin Velikiy.

  12. "Основатель Константинополя, Константин Великий был первым православным императором Рима"... Ха-ха-ха!!! Он был ортодоксальным (правоверным) христианином. Если для Вас нет разницы между Православием и христианством, то как минимум читать Ваши опусы в дальнейшем - это тратить своё время попусту. Невеждам предлагаю ознакомиться хотя бы с этим материалом: "Закон о свободе совести и религиозных объединениях" http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=571 Здесь Вы легко обнаружите, что Православие и христианство разнесены в тексте закона на определённое расстояние и не связаны единым смысловым значением.

Комментарии закрыты.